Теория всеобщего Асессора (интервью с Василием Гойденко)
Д.Д.Калужский: Вы, насколько мне известно, еще при Брежневе носили очень хлесткое название - КГБ. Можно было крепко по шапке получить.
Василий Гойденко: Это название появилось после того, как группа собралась. У "КГБ" выступлений не было, только альбомы, три штуки. За пределы нашего круга они не выходили. Издаются эти записи только сейчас.
Скажи, чем вдохновлялся "Коллежский асессор"? Вы по тем временам играли очень странную музыку, были, фактически, белыми воронами.
Делать специальную музыку не стремились. Пытались эпатировать только внешним видом, да и то… А музыка была нашим видением, или слышанием. Новая волна специфическая, оригинальная, с элементами этноса, достаточно сильно трансформированными. Самое главное - играли не хард. Некоторые песни были с намеренной подачей из мультика "Ну погоди", вещи типа "Смерть генералам" - взяты как вступления из тогдашних детских песенок. В основном же не столько эпатаж, сколько оригинальность.
Вы мне эпатирующими не казались.
Я же говорю, музыка никакого отношения к внешнему виду не имела. Стиль определял и напрягал, что надо чем-то выделиться. Это было не шоу, а стремление в очередной раз оскорбить и оскорбиться властью, так сказать. И мы наносили оскорбления, и пытались показать, что и нас оскорбляют. Сам костюм играл роль взаимодействия с внешней государственной средой, несколько неприятной. А музыка - ни для чего. Сказывалось веяние новой волны, последний концерт "Ядивод боится землю", если ты его слышал, - немного волновый. Он мне не нравится, там меня все-таки склонили к пепси-коле.
В смысле?
К сладкой, черной вороне в черной стае черных ворон. Новая волна была популярна тогда - ЮТУ, ЮРИТМИКС, КЮРЕ в какой-то степени.
У вас все же была достаточно сложная музыка.
Образование позволяло. Да и внешние обстоятельства подвигали к этому: чрезмерное увлечение наркотиками и всем, что с этим связано, чрезмерность в других отношениях. Вообще, чрезмерность как таковая мешала. Мы сами себе мешали, как ни странно.
Наркотики, говоришь? А насколько они вас вдохновляли? Помню вашу чудную композицию "На Бессарабке в очереди за маком".
У нас с наркотиками заканчивалось так, как ныне с ними начинается. Сначала мы принимали их для расширения сознания, а заканчивали получением наслаждения и все. А сейчас начинают с удовольствия, что ничем не заканчивается.
Тяжелыми не баловались?
Ни в коем случае. Мы держались скромно на конопле долгие годы, это уже в последний год - и то, не кокаин, не героин, а выжимки из "сопливых" капель.
Да-да, "сопливые" капли тогда стали чрезвычайно популярными.
Сейчас уже нет.
Классический расклад, очень многие на этом сгорели.
Мы не горели. "Титаник" потонул до того, как все отравились рыбой. Когда они тонули, они еще были живы… Нам, фактически, везет во всем.
Внешне так и выглядит. Вас неприятные расклады миновали, вы не разбились.
Я не знаю, кто тут о шо разбился…
Вы смогли собраться старым составом, что далеко не каждому удается.
Ну что, машина времени тоже собралась старым составом.
Это совсем другая свадьба.
Мы старым составом так и не дошли до того, чтобы записать альбом. Конь все-таки захотел на переправе поменяться. Теперь я понимаю, что старых коней на переправе можно менять. Наша поправка народной мудрости.
Василий, скажи, ты можешь себя назвать волевым, авторитарным человеком, который во всем и всегда проводит свою линию?
Сейчас - да. Сейчас, кстати, выходит в Москве все 20 альбомов, которые мы записали. Если послушать их во временной перспективе, то можно сказать, что в области музыки лучше всего придерживаться одного не столько вкуса, сколько авторитета. На одном корабле не может быть двух капитанов. Второй пилот на самолете может быть, но ... Поэтому, как только возникает необходимость рулить, пассажиры же не начинают делать вид, что в салоне самолета присутствует тоталитаризм. Мол, не дают каждому подойти и поучаствовать в курсе. Но есть люди, которые берут с собой гранаты и готовы изменить курс, и мы их называем плохими людьми. Есть что-то здравое в тоталитаризме. Если человек некомпетентен, если, грубо говоря, за штурвалом обезьяна, то лучше, конечно, поменять. Поэтому у тоталитаризма достаточно большой спектр, хотя я против тоталитаризма как крайности.
Так ты себя считаешь таким авторитетом, пилотом, набившим руку?
Набившим морду… Конечно, как же без этого. Если тебе поступает предложение что-либо сделать, и ты четко осознаешь, что предлагают чушь собачью - ты делаешь полемический жест, мягко его отстраняешь. Через две минуты - подобное предложение, и снова, и снова - как ты тогда отнесешься к этой ситуации?
Меня неправильно оценивают.
Да, либо тебя держат за дурака, либо тот, кто это тебе предлагает - бездарь, или, скорее всего, талантлив, но не знает в чем. В большинстве случаев человек талантлив. Но, помимо того, к таланту прибавляется еще желание повластвовать. Тоталитаризм является не только результатом главы правительства, а нездорового желания других стать этой главой. Мой опыт склоняет к такой точке зрения.
Традиционный вопрос, который тебе уже задавали…
Ты второй за десять лет интервьюируешь меня, поэтому традиционный вопрос который я слышу - это "Ваш билетик?"
Вопрос, который может стать традиционным - что ты делал после распада классического состава "Коллежского асессора"? Одно время ты совсем исчез из Киева.
Благодаря этому мы пережили крах рока как такового. Мы соскочили с этого "Титаника" значительно раньше и рады этому. Мы не участвовали в этой последней шизофрении, хватании за собственные задницы. Лучше умереть до революции, чем вместо. Я занимался театром. Были постановки в Киеве, в Австрии, в Польше.
Насчет образования ты упомянул…
У меня несколько. Музыкальная школа. Факультет звукотехники в КПИ. Потом восточному вокалу у буддистов учился 4 года. Это был один из буддистских центров в Европе, традиционная ветка дзена. Вокал был составляющей частью, кроме него - танец, импровизация, дыхательные практики. Еще обучали игре на восточных музыкальных инструментах. Уход за садом был обязателен для всех. Одним словом, специфический диплом.
Много тебе это дало?
Естественно.
Сам сейчас никого не пытаешься учить?
Вокал. По театрам в основном. Театральный вокал и восстановление голоса, мимоходом пришлось и это освоить. Хотя, как таковое это сейчас никому не нужно. В театре, как кричали, так и продолжают кричать, а… платить "дорогому" преподавателю такие деньги… Жизнь сейчас оттесняет.
Что вас побудило собраться вновь? Ты-то ведь не простаивал?
Масса причин, причем не только с моей стороны. Для меня такой дилеммы - заниматься или не заниматься, если можно заняться - нет. Ведь 10 лет с того состава прошло, возникла надежда, что может быть та "пассажирность" возвратилась в свои кресла и продолжит терпеть. И это позволило протянуть три года. Но потом внешние обстоятельства наложили лапу. Мы лишились помещения. Альбом писали уже у меня дома.
Активно концертировать вас не тянет, как я понимаю?
Сейчас есть предложения в Москве, даже по России могут провезти. А так… у нас был короткий период, тогда мы и гастролировали туда-сюда. "К.А." - больше миф, нежели череда событий.
И активизировать его ни к чему?
Да, не имеет смысла дуть вазу из стекла. Конечно, альбом должен быть. Благодаря финансовой состоятельности готовится еще 20 альбомов. На самом деле, не будь у меня нормального заработка со стороны, я бы тут, конечно, не сидел бы, не оцифровывал. Но сейчас, видать, время пришло.
На стороне - что за заработок?
Кроме вокала, пишу музыку на заказ. Сонаты, менуэты, вальсы, гимны, валторны, трубы, кларнеты, гобои. Сейчас рок как таковой непопулярен, сейчас классическая музыка.
Классно, что такое взаимопроникновение происходит.
Просто время такое. И тогда было такое время, другое дело, спроса не было. Сейчас все как в театре - синтез. Шнитке еще в 1980-м году в "Кончерто гроссо" всунул бас-гитару. Тенденция оформилась и сейчас не удивишь ни скрипичным квартетом на рок-концерте, ни рок-гитарой на скрипичном.
Теперь расскажи все-таки об альбоме.
Этот альбом в целом является результатом Интернет-активности. Это непосредственное вложение сил, средств и времени Игоря Шакуна - он наш официальный нет-держатель, страницу нам делает.
А немецкие приколы - плоды твоего пребывания в Австрии?
Скорее, в Польше. В Польше под Вроцлавом бывшая германская территория, там невмырущий немецкий дух. Есть в альбоме песня, а в ней доктор-немец… ну и англичане, наших пленных отдали большевикам - есть зацепочка отомстить поганцам.
Как ты думаешь, альбом придется ко двору?
Судя по информации, которая до меня доходит, мы даже не в формате какого-либо магазина.
Был о тоталитаризме вопрос, а сейчас о свободе. Ты чувствуешь себя свободным?
Свобода расширила спектр глупости, хотя по силе воздействия - глупость стала меньше. Если раньше была одна большая глупость, то теперь - много маленьких индивидуальных. У нас же капитализма больше, чем в Европе - где это видано, чтобы так тотально торговали, на каждой ступеньке по две бабушки… С другой стороны, если раньше в материальном плане не надо было напрягаться, то сейчас требуется большая активность в профессии. А самый большой прогресс случился в книгоиздательстве. Могу пойти и купить любую книгу.
Нет у тебя ностальгии по подвальной эпохе?
Была. Юношество тем хорошо, что есть очень много свободного времени заниматься творчеством. Чтоб связать это юношество и детство с коммунизмом, надо быть идиотом.
А сегодня есть возможность реанимировать свое прошлое, обратиться к нему как к запасу...
Да, сейчас когда смотришь, то смотришь по-другому, но это личная тема. Так сказать, частная собственность на средства производства.
Податься в ди-джеи не пробовал?
У меня есть один знакомый ди-джей, "спекулянт" знаменитый. Он мне однажды сказал - мы сегодня играем там-то. Меня очень резануло "играем". Они считают, что играют. Кто-то трудился, а он режет капусту. Бас-бочка универсальный инструмент, и пластиночку передернуть, чтобы незаметно было, под каким стаканом шарик. Не занимался диджейством и не собираюсь. Ну если уже совсем придется помирать… Нет, лучше пойду картошку собирать.
Как ты себя видишь в будущем?
Тут трудно. Некорректный вопрос. А как ты работаешь с будущим?
Я занимаюсь очень скучным и жестким делом - я его планирую.
В области быта - да, но в области проектов… Я в состоянии заработать на самостоятельный проект, но могу потом не дожить непосредственно до его выпуска. Планировать можно только быт, и то… Хорошо, если будущее, как у тебя, строится на скуке. Скучное планирование - это уверенность, это приятно. А у меня как раз уверенности нет, поэтому планирования тоже нет.
А хобби есть?
Компьютер. Все, что связано с театром. Книжки, в первую очередь авестийская астрология, суфизм, оккультизм. Стараюсь воспринимать все достаточно спокойно и непредвзято. "Изыди!" - такого нет. Хоть я и православный христианин, это мне не мешает.
Ты упоминал об эмиграции. Такая оппозиция Нового и Старого света существует?
Можно "вляпаться" и не выезжая. В основном люди уезжают, потому что не в состоянии здесь организовать быт. Странно ехать в Америку из-за свободы проявлений. Вот есть европейцы и есть американцы, и все знают, что это такое. Америку делают примитивные люди. Это не значит, что там все козлы, - есть и козлята.
Америка же - дитя Европы.
Но неудачное. Уродец. Толстый, тупой, воинствующий. Я вот сейчас полечу бомбить Аляску какую-нибудь!… А они бомбили своими бомбами Европу, и все нормально.
Что же хорошего в Европе?
Традиция. Я против этих новых строек в Киеве. Это как у тебя на столе стояла старая фотография твоей матери, и ты поменял ее на классную блестящую фотку Мерилин Монро. Вот разница. Понимаю, что надо расширяться, но расширяйтесь за счет Нивок, тех дыр, какие там зияют.
В общем, ты неисправимый традиционалист.
Традиционалист, националист украинский, русский, европейский, кто угодно. Лучше всего - нацист. Короче, меньше места занимает.
И резанет читателю глаза.
Портретов Гитлера у меня, как видишь, нет. Но очень сильно интересуюсь национальной немецкой идеологией. Но это те 10% их литературы, которые как раз и не могу найти почитать.
Ну, "Майн Кампф" перевели на русский.
Я имею в виду теорию всеобщего льда… Достаточно интересная и полезная литература... ну, разной степени полезности... "Внутренние заболевания" Гельштейна тоже полезная книжка... Но от этого внутренние заболевания не являются полезными... хотя, здесь в чем-то прослеживается полезность самого Гельштейна.
Интервью брал Д.Д.Калужский, 2001
Web-мастер сайта "Асессора": webmaster@evermusica.com
"Коллежский Асессор": kiev.999@gmail.com
Powered by everMusic
| |