Алексей Мунипов: Тарантелла имени Маркса-Энгельса
THE MIGHTY BOP
"SPIN MY HITS" (Yellow Productions)
The Mighty Bop, коллектив из Франции с леденцовым названием - это, на самом деле, проект одного человека по имени Боб Синклер. Под своим именем Синклер выпускает хаус, под именем The Mighty Bop - образцовую продукцию для модных лавок с зеркальными потолками. The Mighty Bop оказался пионером французского прорыва в области симпатичной электроники en mass: без малого пять лет под этим именем выходят пластинки, которые невозможно слушать, например, душным московским летом - жара умножается на два, не музыка, а сплошное вязкое марево. "Spin my hits" - сборник лучших хитов коллектива: старый материал, добротная вязь, напоминающая о тех временах, когда трип-хоп был еще в моде, а расплывчатое понятие даунтемпо только-только начали применять. Все удачи "The Mighty Bop" неизменно связаны с отличным подбором приглашенных вокалисток; собственно, именно Синклер продюсировал альбом восхитительной француженки Луиз Вертиго - беспечность a la Джейн Биркин, флердоранж, цветочная пыльца, шербургские зонтики до самого горизонта. Чуть не лучший трек на "Spin My Hits " взят как раз оттуда - называется, соответственно, "Море, секс и цветы" (ах, Айседора). Инструментальные же вещи сильно напоминают "Nightmares on Wax", при этом не то, чтобы очень оригинальны, не Бог весть как красивы, но прикладную ценность, несомненно, имеют - включить, заснуть, проспать до обеда; читать за полночь; курить, глядя на косые струи. Жить счастливо, короче.
MORCHEEBA
"FRAGMENTS OF FREEDOM" (China Records)
"Морчибу" уже несколько лет поминают как идеальный пример поп-группы новой формации. Начинали они скромно, и дебютная пластинка была хоть и симпатичной, глубоководной, гулкой и мягкой, но совершенно вторичной, никакой. Следующим шагом стал уже поп-альбом, появились гитары, мелодии ничего так, вообще - находки, несмелые, но все-таки шаги. Тут надо сказать, что две трети успеха группы - в обворожительном вокале девочки по имени Скай. Чего б там не придумали парни-аранжировщики, поет она очень приятно. Что ж, теперь, окрыленные положительными откликами критиков и фэнов, "Morcheeba" пошла в народ, в массы, сделала солидный, самодовольный и пустой альбом, полный наивных предположений о том, как должна звучать нынче популярная, но знающая себе цену группа. В общем, ребята сделали фанк. И диско. Диско! То есть углубились в ту музыку, о которой, по всей видимости, имеют довольно смутное представление. Быть может, родители девочки по имени Скай любили Джеймса Брауна, хм, может, они слушали Донну Саммер, что уже менее вероятно. Как бы там не было, вышли сплошные блестки, и никакой радости. Как в анекдоте про фальшивые елочные игрушки: выглядят так же, как настоящие, но кайфа от них - никакого. Песенки проложены, кстати, изящными инструменталками, где чуть сёрфа, чуть даже кантри, хип-хопа, всего понемножку. А толку-то?
SPACCANAPOLI
"SPACCANAPOLI" (Realworld records)
У этой пластинки восхитительная история. "Spaccanapoli" - это, не поверите, музыка рабочего протеста из самого сердца Италии. В семидесятых в Неаполе был такой коллектив, назывался "Gruppo Operario", то есть "Группа рабочих", и насчитывал, между прочим, более ста человек - певцы, танцоры, музыканты. Потом он преобразовался в "Spaccanapoli". Поэзия масс! Пролетарские песни! Поют про тяжелую жизнь рабочих, про угнетение, власть денег, грязные улицы, нищету. Вот цитата: "В пятницу одиннадцатого в Сан-Анастасии / я услышал жуткий шум и грохот / то фабрика рванула в предместье / двенадцать рабочих погибло на месте". В общем, роман "Мать", положенный на музыку - но какую! Тут есть пузатые марши и лиричные песни под гитару, но большая-то часть - старинные тарантеллы, музыка дохристианской эпохи, отголоски древних уличных карнавалов! И потому есть и шутейные песенки: "Жизнь проходит, жизнь не катит / только лох налоги платит". А звучит очень живо и патетично (и очень современно, что твой "Dead Can Dance"). Кстати: на днях обанкротился заслуженный печатный орган итальянских коммунистов "Unita". Думаю, на его поминках музыка "Spaccanapoli" пришлась бы как нельзя более кстати.
MARC RIBOT & Y LOS CUBANOS POSTIZOS
"MUY DIVERTIDO" (Atlantic)
Марк Рибо - знаменитейший современный гитарист, с кем только не работавший, начиная от Элвиса Костелло и кончая Томом Уэйтсом. Известен как один из организаторов Фестиваля Радикальной Еврейской Культуры, на котором блистал вместе с Джоном Зорном. Его гитара звучит, скажем, на последней пластинке Дэвида Сильвиана. Выпустил несколько сольных альбомов, довольно путаных, хоть и бесконечно изобретательных. Вообще тяготеет к авангарду, что несложно заметить по перечисленным выше именам. И вот пару лет он внезапно организовывает группу под названием "Y Los Cubanos Postizos" и выпускает уже второй альбом под этим названием. Название - обман: никаких кубинцев там нет, то есть, почти нет. Но на диске - действительно кубинская музыка, близкая к традиционному стилю "сон": произведения почившего кубинского гения Арсения Родригеза, других композиторов и самого Рибо. Название диска переводится как "Очень развлекательно". То есть ситец самой веселенькой расцветки: приезжайте - обхохочетесь. Скажем, когда Рибо поет, или когда поверх сладких песен и тамтамчиков начинает жужжать гитаркой, грозя обрушить все сооружение. Но сыграно, не подумайте, безукоризненно, не придерешься.