Кондовое, посконное, домотканое

РАЗНОТРАВIЕ
“КАТОРГА” (Рофф Текнолоджиз)
Что: молодые ветра
Подробности: Сергей Курехин в свое время замечал: мы готовы слушать любую этническую музыку, только не русскую. Отменных музыкантов, работающих с нашенским фолком, не так уж и мало – Инна Желанная, “Не Те”, Пелагея, “Седьмая вода”, Сергей Старостин, а известны только поденщики из “Ивана Купалы”. Увы, ничего нового в этом жанре не появляется – разве что электронный проект “Волга” (архаичные северные мелодии и техно-минимализм) можно упомянуть. И вот праздничек: в редакцию принесли записи аж двух отечественных фолк-команд, о которых я раньше ничего не слышал. По причинам, о которых см. выше, обе пластинки записаны и выпущены самими музыкантами, вышли без всякой рекламы, и, вероятно, вам их придется поискать. Но поискать стоит. Первая – “Разнотравie”, группа из города Рыбинска, оттуда же, откуда и “Седьмая вода”. Играют отменный акустический фолк-рок собственного сочинения – сейчас, когда мода на него категорически вышла, выглядит все это едва ли не вызовом. У “Разнотравiя” поразительно свежий, и при этом очень почвенный, нутряной звук – при том, что записано все в кустарных условиях, в домашней студии. Помимо ожидаемых гитар со свирелями группа к месту использует беспроигрышную колесную лиру, жалейки, гусли, аккордеон, мандолину, варган и прочая, прочая.
Рекомендуем: на смену выдохшемуся “Калинову мосту”; должно понравится даже поклонникам “Джетро Талла” - местами похоже

ДОБРА НОЧЬ
“ЧТОБ ДУША РАЗВЕРНУЛАСЬ” (Dobranotch)
Что: сила ночи, сила дня
Подробности: “Добра Ночь” - группа с довольно странной историей. Организована она во Франции тремя питерцами, которые приехали изучать кельтскую музыку. Собственно, ее-то “Добра ночь” сперва и играла - по барам, на улицах. Потом переключились на восточноевропейский фольклор, потом записали диск русско-цыганского шансона, потом увлеклись балканскими мелодиями и даже ездили в Молдову подучиться, как прежде ездили учиться ирландским наигрышам в Нант. Нынче “Добра ночь” вернулась на Родину, но по-прежнему совершает регулярные вылазки в Европу – на фестивали. Их новая пластинка, выпущенная не без помощи французского продюсера – довольно дикая смесь, где русские народные перемежаются болгарскими и молдавскими плясовыми: то есть вот только что девушка в одиночку голосила про то, как за речкой гусли гудут, а вслед ей уже жарит молдавская хора – дребезжащие трубы, винная пентатоника и громадный барабан. Получился не диск, а фонтан Дружбы Народов: “Доброй Ночи”, кажется, все равно, что играть - наши колыбельные или балканские жиги, и это, честно говоря, немного раздражает. Спасибо, какой-нибудь ирландщины или одесского фольклора в середину не замастырили, а ведь могли бы.
Рекомендуем: при этом собственно к музыке нет никаких претензий – профессионалы, что ж.

UP, BUSTLE & OUT
“MASTER SESSIONS 2” (Ninja tune)
Что: гаванский парадиз
Подробности: Как “Добра Ночь” ездила в Нант, Молдову, Югославию, так бристольский дуэт “Up, Bustle & Out” отправился записывать новую пластинку на Кубу, побывав до того в Испании, Боливии, Перу, Турции… Метода у них везде примерно одна и та же: привезти из Бристоля букающих ритмов, суховатого прокуренного трип-хопа, и украсить его какой-нибудь местной экзотикой: ситарами, гитарными фламенко, вопящей цыганской толпой, etc. На Кубе материала записали так много, что на один диск он не влез: это уже вторая часть. Обе части устроены одинаково: полпластинки – нормальная кубинская музыка, сыгранная местными авторитетами, без всякого следа бристольской электроники. Вторая половина – типичные для “UB&O” глуховатые сочинения, изредка подсвеченные шальным фортепианным проигрышем в кубинском духе, или флейточкой, или просто какими-нибудь старческими испанскими восклицаниями. На первой было много всего примечательного, включая, к примеру, вещицу, где “Up, Bustle & out” взялись аккомпанировать Че Геваре, однако ж сиквел вышел даже и позанятнее: здесь по-прежнему играет оркестр Ричарда Эгиса, легендарного кубинского флейтиста, и толпа приглашенных музыкантов, но сами “Up, Bustle & out” кое-где забросили свой фирменный, и порядком уже поднадоевший, стиль, и выдали невероятный, уже не шпионский даже, а какой-то фронтовой джаз в духе “Red Snapper” – с плотнейшим басом, невесть откуда взявшимися струнными и отрывками из поэмы Грэма Грина “Наш человек в Гаване”. Все, как “Запрещенные барабанщики” прорицали – “и бомбой взорвётся румба от Бреста до Магадана”. Второй диск, как и первый, кончается длиннейшей записью с улиц Гаваны, как бы из окна отеля – далекие шаги, разговоры, морзянка гудков, и снова этот немудреный кусок чужой жизни вызывает горькое, щемящее желание бросить все и пойти напиться рому.
Рекомендуем: во-первых, не пропустить небольшой документальный фильм “La Cafe”, который к этому диску прилагается – смотреть надо на компьютере; во-вторых, ознакомиться с первой частью – к нему тоже прилагался фильм, а в лимитированном издании – еще и книжка про кубинские политические дрязги

НОЖ ДЛЯ ФРАУ МЮЛЛЕР
"ГИПЕР УТЕСОВ ПРЕДСТАВЛЯЕТ..." (Легкие)
Что: аппликация
Дуэт "Нож для фрау Мюллер" - необычайно работоспособные музыканты из Питера, два Олега - Костров и Гитаркин; крестные отцы нынешней столичной моды на "easy listening" - сами подражатели (см. Stock, Hausen & Walkman, Tipsy и др.), обзавелись уже и последователями, возглавив целое направление, о котором речь ниже. Раз ухватив удачный прием (коротенькие, смешливые пьески на основе словечек и мотивчиков из советских теле, радио, киноархивов), без зазрения совести эксплуатируют его снова и снова - несколько альбомов в год для них не редкость. В общем, ясно, что ближайший аналог НДФМ – это, конечно же, Борис Акунин. А теперь представьте сборник "Акунин представляет…", в котором соседствует проза Б.А., эссе Чхартишвили, плюс крохотные вещицы, написанные им по случаю под никому не известным псевдонимом, да еще какие-нибудь рассказии заокеанских эпигонов Акройда и Честертона. Пластинка "Гипер Утесов" как раз такова: здесь содержатся сольные композиции Гитаркина и Кострова, немногочисленные новые вещи НДФМ, творчество вымышленной группы под названием Mini Bikini (это тоже Костров с Гитаркиным), и зарубежных товарищей по переписке – Kiss Kiss Bang Bang из Германии и Plus-Tech Squeezebox из Японии. Можно простить впихивание в нагрузку дружественных коллективов (тем более, что они довольно симпатичные), но ни в коем случае – бесконечное, изнурительное однообразие продукции НДФМ: снова задорная пионерская песенка ("2 (умножить) 2=5"), снова разбросанный на тысячу чужих голосов радиоспектакль ("Формула Энштейна"), и перелицованные мелодии из "золотого фонда" ("Песенка Хоттабыча" да "Остров невезения", из которого вырезали Миронова и вклеили пляжный саксофон и вокалистку прекрасной группы "Gentle People"). Нет, вы не подумайте, ругать здесь, по совести, нечего: скроено все отменно, кусочки из смутно узнаваемых диалогов и дорогих сердцу мульфильмов подогнаны с какой-то нечеловеческой ловкостью, все они очень смешные – но когда прослушивание альбома превращается в нелепое ожидание того, какую еще цитату раскопали К(остров) и Г(итаркин), это уж черт знает что такое: викторина, комикс, телеигра "Алчность", но никак не пластинка, которой стоит отвешивать комплимент за комплиментом. С Акуниным, кстати, та же история.
Рекомендуем: оглянуться по сторонам – Маринина, и та уже семейные саги пишет

"ЛЕГКОЕ ЛЕТО" (Легкие)
Что: краткий курс
Подробности: А вот и очередной смотр всего самого легкого, что только есть в нашей музыке: они теперь появляются ежеквартально. Прошла "Зима", "Весна", настало "Лето" - спасибо Олегу Нестерову, куратору лейбла "Легкие". Этот лейбл, созданный для популяризации отечественного "easy listening", начал свою деятельность с выпуска пластинки "Ножей для фрау Мюллер", и казалось, далее будет простаивать без дела – никто у нас, вроде бы, такую музыку не пишет. Но не прошло и года – и вот вам, пожалуйста, пятнадцать исполнителей, один другого легковесней. Участвуют даже и зарубежные гости, причем не из последних: на "Весне" фигурировали очень модный сейчас венгр Yonderboi и чуть менее известные April March и Katerine et Foutrax, а здесь французский мэтр Bertran Burgalat, глава лейбла Tricatel, человек, уж поверьте, известнейший, а также Dauerfisch, отвязные немцы. Москва имела удовольствие принимать и того, и других, и я знаю людей, которые считают эти вечеринки лучшими в своей жизни. Так вот, наши люди ничуть рядом с ними не теряются: не только Костров и Гитаркин (от которых здесь три трека, и все три, как обычно, самые запоминающиеся), а и, к примеру, Андрей Зуев с пронзительным, очень странным (и уж, конечно, совсем не легким, а, напротив, довольно мертвенным) треком "Свингеры", и некто D.Riba, да и все остальные, в общем. А уж архивная запись оркестра п/у Мещерина, которой открывается пластинка, и вовсе вне конкуренции.
Рекомендуем: не вспоминать старый анекдот, который так и просится на язык – совсем неплохое у нас вышло лето

"MELLOW YELLOW. FIRST WAVE"
Что: суси.ру
Подробности: "Mellow Yellow" - плод любви столичных рестораторов к лаунж-музыке (о каковой любви "Известия" уже писали и еще напишут): диск выпущен на деньги японского заведения "Желтое море" и содержит 12 композиций от отечественных производителей, основная задача которых – быть незаметным, необременительным фоном к поеданию суси и сасими. Каждый трек именно по принципу суси и построен: рисовый колобок без вкуса и запаха, и какая-нибудь нашлепка сверху – ломтик азиатчины ("mana-lakshmi" от El Cosmo Group и "Strange Man" от Ozon coctail), эфемерный девичий голосок ("Two hours" от Tetris) или джазовые восклицания ("For-rest" от Moscow Groove Institute). Передать дзенский смысл риса (вкус в отсутствии вкуса) удалось, пожалуй, всем командам, только вот снабдить его хотя бы тунцом большинство отчего-то забыло: треки так незаметно перетекают друг в друга, так медлительны, так похожи, что лишь внимательно глядя в трек-листинг, можно понять, что одна композиция закончилась и началась другая. Слушателя без предупреждения накормили пустым рисом, даже без соевого соуса, и потому вынесенное в заглавие словечко mellow (мягкий, спелый, сочный, приятный на вкус) выглядит почти насмешкой.
Рекомендуем: разве что поклонникам группы Second Hand Band, если таковые имеются




Powered by everMusic
Хостинг предоставлен everMusic
>>> на полный список рецензий