Страничка CD-обзоров Алексея Мунипова
На этой страничке каждую неделю будут появляться материалы моей колонки CD-обзоров, которую я веду в газете "Известия". Поименованные диски легче всего найти в "Пурпурном Легионе", по крайней мере, я беру их именно там. Всем привет, пишите письма (zvezda23@mail.ru).
ROBBIE WILLIAMS
"SWING WHEN YOU ARE WINNING" (Chrysalis Records)
Робби Уильямс - невысокий татуированный крепыш, исполнитель вполне пристойных поп-песен - взял вдруг да и записал альбом-посвящение Фрэнку Синатре и всей его "Крысиной стае". 15 вещей: Дюк Эллингтон, Джордж Гершвин, Боб Дарин, Коул Портер. Классика. Костюм, в который задумал влезть Уильямс, ему, конечно, не очень-то по плечу: жмет то там, то тут, и жмет изрядно. Несмотря на то, что аккомпанировали Робби музыканты, прежде работавшие с Синатрой, дъявольская разница слышна тотчас же - буквально со второго трека, где наш гаер пытается исполнить "Мэкки-нож" (первой на пластинке отчего-то стоит его собственное сочинение, довольно блеклое - для разгона, что ли). Чтобы не напрягать особенно воображение, можно включить сразу трек номер пять, где Уильямс, при помощи известных технологических ухищрений, поет дуэтом с самим Фрэнсисом Альбертом Синатрой - говорить тут, понятное дело, не о чем. Однако в целом нашему герою все-таки удалось удержаться в седле. К тому же выбранный материал настолько хорош, что, кажется, запиши его живьем в караоке-баре после серьезной порции виски - и все равно сойдет. Дуэт с Николь Кидман "Somethin' Stupid" так и просто отличный получился - это ведь может стать началом прекрасной дружбы!
"ПЕСНИ ПОБЕДЫ" (Real Records )
Трудно найти слова, чтобы описать эту небывалую пластинку. Это даже не трибьют "Гражданской обороне", где Летова поет "Ляпис Трубецкой". Это куда круче. Здесь Витас выпевает "Мою Белоруссию", Лолита - "Давай закурим", а "Дюна" - "Трех танкистов". И если начинается он вполне мирно (Агутин с Газмановым вполне адекватно исполняют "Дорожку фронтовую"), то аккурат с третьей позиции, где Валерия затягивает "С чего начинается Родина", уже понимаешь, куда попал. "Песни победы" - совершенно фантасмагорический проект, находящийся за пределами не то что всяких приличий, но и вообще добра и зла. Хотелось бы взглянуть в лицо людям, которые отдали песню "Брестская улица" группе "Отпетые мошенники", а затем недрогнувшей рукой поставили ее рядом с "Темной ночью" в исполнении Иосифа Кобзона. Людям, которые сразу за поющим генералом Борисом Громовым запускают Жанну Агузарову, а после группы "Дюна" - "Бухенвальдский набат" в исполнении детского хора "Непоседы". Непоседы! Поневоле вспомнишь Сорокина.
"LES CHANSONS DES PERVERTS. 16 SUPER HITS" (Crippled Dick Hot Wax)
Crippled Dick Hot Wax - лейбл,специализирующийся на всяких музыкальных редкостях и странностях: от саундтреков к фильмах семидесятых или сборников восточноевропейских музык времен Железного занавеса до каких-нибудь диковатых японских записей года 2001-го. "Les chansons des perverts" - визитная карточка лейбла, отчет о проделанной работе в истекшем сезоне, хоть, вопреки названию, здесь нет ничего особо извращенного, и тем более нет суперхитов. А есть - визжащие, щелестящие и уж точно незнакомые вам записи: отрывок из сексуального мюзикла 1974-го года, космическая сага "Оркестра Одиссея" 1980-го, рев давно почивших синтезаторов, эротический шепоток, шершавое диско, межпланетное танго и японцы, японцы, куда же без них. Диапазон - от 1969-го до нигде еще не изданных новинок 2001-го, пропорции - примерно пятьдесят на пятьдесят (при этом, что характерно, старые вещи заметно лучше). Все, чего от подобной подборки можно ожидать - психоделия там, фанк, космические дали - имеется, и в каком ассортименте! Взять хоть сочинение "Смертельная погоня" из саундтрека "Ангелы Ада 69", или песню "Сахарный тростник" с альбома "Me and my papagayo" некоего Дона Паулина? Некоторые находки (например, вокализ "Carmina del sol" группы Antena, год 1980-й) пронимают просто до слез.
JIMI TENOR
"UTOPIAM DREAM" (Sahko Recordings)
Пофлиртовав с оркестровым звучанием, с этникой и семидесятническим флером, финский лоу-файщик Джими Тенор вернулся к единственно верной формуле своей дебютной пластинки "Intervision" 1997-го года (до нее он, впрочем, тоже записывал диски, но совсем в другом, индустриальном ключе): сплошь игрушечный фанк, сыгранный на каком-нибудь бессмертном "Поливоксе" советского производства, плюс электропоп и уместные соло на флейте, плюс его же, Тенора, тенорок. Лично мне эти изменения сильно по душе, потому как ничего лучше упомянутого "Intervision" (а с тех пор записано и выпущено еще две разномастные пластинки) Джимми--шимми так и не выдумал. Другое дело, что "Utopiam dream" - вполне бездумная и довольно бесстыдная перепевка своих же идей четырехлетней давности, вплоть до буквальных цитат и унылого перекладывания мелодий из левого кармана в правый. Слушается, однако, все равно не без удовольствия.
РОДИТЕЛИ МОЛОДЫХ
"ЕЩЕ РАЗ О ЧОРТЕ" (Мистерия Звука)
С опозданием, но все-таки рецензируем шикарную пластинку конца 2001-го года: на сцене – ростовский ВИА "Запрещенные барабанщики", у микрофона – Гарик Осипов, известный также как граф Хортица: писатель, переводчик, радиоведущий, знаток таких музык и таких слов, какие в наше время доводится слышать нечасто. Продается все это как аутентичная запись ансамбля Ростовской филармонии "Родители молодых", сделанная на загадочной Слободке 17 марта 1975 года и предназначающаяся для личной фонотеки Урженко Сергея Васильевича, наш ему большой привет. Обмануться и вправду легко: звук, репертуар, общее настроение – вполне себе ресторанный бэнд семидесятых, какие-нибудь "Магаданские ребята", играющие вперемешку Игоря Эренбурга, Джордже Марьяновича, блюзовые стандарты и песню про бомжих. Кажется, слышно даже, как кто-то бряцает вилочкой или, "как всегда случайно", подкладывает текст.
Выпустил пластинку лейбл с пышным названием "Мистерия звука". Звук тут понятный – резкие, почти матерные тембры синтезаторов, оголенные соло на гитарах, кабацкий свинг. Но и с мистерией тоже все в порядке: еще Антон Шандор Лавей подметил, что самые оккультные записи лежат обыкновенно в разделах уцененных, всеми забытых грампластинок – и пронимают они в первую очередь из-за волшебного ощущения, что эту конкретную композицию слушаешь, может быть, ты один на планете. А ведь где б мы еще услышали, к примеру, песенку про то, как два еврея угнали самолет? А футуристическую фантазию "Электричество" - про то, что народятся в будущем электроворы, а ловить их будут электропрокуроры (вкупе с воплем "У барона Врангеля все электрическое!")? А... и тут можно, собственно, перечислить все содержание пластинки, начиная с вещицы "Твоя фотография" ("если придется когда-нибудь мне в океане тонуть, я на твою фотографию не позабуду взглянуть") и кончая бонус-треком "Мы лежим с тобой в маленьком гробике". Вот вам наш анти-Вудсток, дорогие слушатели.
MERCURY REV
"ALL IS DREAM" (V2 Records)
Американская группа Mercury Rev дебютный свой альбом выпустила ровно десять лет назад, и название его странным образом рифмуется с названием диска, о котором вы сейчас читаете: тот назывался "Yerself is steam", "Ты есть пар", новый, как видите - "Все есть сон". Общий вектор, кажется, понятен. за истекший период группа изрядно поднаторела в изготовлении музыки, которая все норовила обернуться сном, дымом, ежом или сусликом, но категорически не желала иметь ничего общего с реальностью. Ну разве что шума и скрипящих гитар с годами стало заметно меньше. Таков и последний альбом: десять потусторонних, прозрачных, словно бы нарисованных кисточкой на рисовой бумаге композиций с весьма романтическими и поневоле впечатляющими аранжировками - вплоть до прилежно завывающего хора, барочного фортепиано и мягеньких скрипок. Прибавьте еще довольно своеобразный голос вокалиста (которого, к слову, зовут Кузнечик): тихий, трогательный и какой-то немного приплюснутый. А как это все называть - авант-попом, симфо-роком или там психоделикой - не столь уж и важно.
"BIG MEN. RAI MEETS REGGAE" (Tabou1 / General pattern)
А вот совсем уж странное творение человеческого гения: здесь, как явствует из названия, алжирская музыка рай встречается с ямайкской музыкой реггей - всякий раз в пределах одной композиции. Нарочно, как говорится, не придумаешь: сложно представить два более несовместных стиля. Но, однако ж, постарались и насобирали целую пластинку по схеме столь же простой, сколь и дикой: взять двух певцов, один чтоб представлял Ямайку, а другой, к примеру, Алжир, и подыграть им что-нибудь в меру абстрактное, чтоб ни нашим, ни вашим. Сборная двух стран подобралась, надо сказать солидная: Грегори Айзек, Хорас Энди, Chaka Demus & Pliers и Энтони Рэй с одной стороны - и Тарик, Халед и Фадела с другой (не считая прочих, чуть менее известных). Занятнее всего вышло, когда рай-исполнитель брался петь, со всеми полагающимися фиоритурами, какую-нибудь простенькую реггей-мелодийку и моментально выметал из нее весь грув и все пресловутые вибрации. Органичней прочих привел два стиля к общему знаменателю именно Хорас Энди - и это, кстати, единственный трек, где нет этой натужной и оттого довольно смешной переклички. Но к финалу все-таки не можешь отделаться от ощущения, что накушался именно арабской музыки, а растаманов задвинули куда-то на задний план. Так что увы: Алжир-Ямайка - 5:0.
MONEY MARK
"CHANGE IS COMING" (Emperor Norton)
Мани Марк, урожденный Марк Рамос Нишита - это постоянный клавишник "Beastie Boys", а "Change is coming" - уже третий его диск, полный, как обычно, поскрипывающих бурлесковых инструменталов, сыгранных на миниатюрном органчике не без помощи приглашенных музыкантов. Большая часть пластинки тяготеет к несколько игрушечному и несколько эксцентричному фанку, но по мне, лучшие тут вещи начинаются, когда мистер Марк вспоминает о своем увлечении латиноамериканской музыкой - одна из таких, "Pepe Y Iren", даже сыграна вместе с музыкантами из "Los lobos", на другой солирует звукорежиссер "Beastie boys" Марио Кальдато. Другое дело, что обе эти пьесы ранее уже появлялись на сборниках серии Red Hot, но там они были с вокалом и сыграны чуть по-другому.
PULP
"WE LOVE LIFE" (Universal)
Что: песенки отличников
Подробности: Pulp - самая славная и самая умная команда, когда-либо относящаяся к брит-попу. Когда мода на это, чрезмерно разрекламированное и все-таки провалившееся течение схлынула, Pulp облегченно вздохнули и немедленно взялись писать музыку куда более интересную. Главная интрига новейшей их пластинки заключается в том, что ее взялся продюсировать Скотт Уокер. Уокер ведь никогда прежде никого не продюсировал, и поэтому сообщение это поначалу приняли за анекдот (представьте себе Валерия Ободзинского, помогающего записывать новый альбом "Океана Эльзы"), но оно все-таки оказалось правдой. Может быть, именно его стараниями песни Джарвиса Коккера обзавелись потусторонними оркестровыми аранжировками, а некоторые без преувеличения можно счесть шедеврами ("Weezer", "The birds in your garden")
Рекомендуем: любителям британского рокапопса -- этот определенно из лучших
BRITNEY
"BRITNEY" (Zomba Recordings)
Что: девочка созрела
Подробности: И поет теперь соответствующие песенки. Одна так и называется "Я уже не девица, но еще не женщина". Се есть главный лозунг новой пластинки: Бритни здесь выстроили какой-то карикатурный, душный, электрифицированный, пумкающий звук, долженствующий, видимо, обозначать переход от старлеток к дивам. Если сравнивать диск с предыдущим, то этот, определенно, лучше: временами его даже и забавно послушать, особенно когда Бритни перепевает старый хит "I love Rock'n'roll" (в прошлый раз, если помните, она пела "Satisfaction") - обхохочешься, ей-Богу.
К концу пластинки уже не смешно, конечно.
Рекомендуем: новый диск Бритни Спирс - подарок, конечно, довольно оскорбительный. Но, может быть, кто-нибудь сочтет это удачной шуткой. В конце концов, он весь набит более-менее откровенными фотографиями барышни - хоть ради этого.
"КАЙФ УХА. ЧАСТЬ ВТОРАЯ" (S.B.A. Production)
Что: Шнур и сыновья
Подробности: невероятно удачный сборник городской романтики - той, что потихоньку пробивает дорогу на радио, но пока как-то не очень. Ледоколом здесь - Ленинград с концертной версией песни "Пидарасом..." и Александр Ф. Скляр с "Я милого узнаю по походке", тоже живьем, а также блестящая группа "Родители молодых" (это "Запрещенные барабанщики" и Гарик Осипов, он же граф Хортица) с кавер-версией полузабытой дворовой песенки "Ромео и Джульетта". Имеется также дуэт Бориса Гребенщикова и Маркшайдер Кунст (они перепевают аквариумное "Электричество"), Ляписа Трубецкого и Карла Хламкина, есть новые хиты "Леприконсов" и "Ундервуда", есть группа "Ля-минор", вполне в шнуровской эстетике исполняющая балладу "Кокаин" на стихи Сергея Есенина, есть "Север комбо" (это сайд-проект "Ленинграда"), безукоризненный Паперный Там и некто Валя Папиросов, тоже ничего себе. Есть даже невесть откуда взявшийся Вадим Степанцов, на удивление симпатичный. В общем, на 14 номеров - всего-то пара неудачных. Нечастая пропорция.
Рекомендуем: если нравится хоть один из упомянутых исполнителей, скорее всего, понравится и вся компиляция. Причем очень.
LES NEGRESSES VERTES
"ACOUSTIC CLUBBING" (Virgin)
Что: назад в будущее
Подробности: едва ли не лучшая французская группа, чуть сдавшая в последнее время, выпустила альбом с акустическими версиями самых известных своих вещей. Весь альбом записан за шесть всего дней, чохом, в маленькой студии, совершенно всухую - без использования студийных эффектов, без единого электрического инструмента, без ударников, и уж тем более без электроники (это после последней пластинки, которая вся насквозь электронная, и громадного тура с немыслимым количеством аппаратуры и техников), но при этом имитируя специфические особенности современной клубной музыки - отсюда и название. Les Negresses Vertes вернулись к корням, вспомнили времена, когда они играли свои ласковые, французистые песни в маленьких барчиках под гармошку и там-там - и вышла отменная запись.
Рекомендуем: вечером трудного дня - самое то.
“ECHOES. THE BEST OF PINK FLOYD” (EMI)
Что: 26 старых песен
Подробности: Звучит как издевательство - какой, в самом деле, у "Pink Floyd" может быть "The best"? Они и синглов-то практически не выпускали. "Pink Floyd" - группа, что ворочала глыбами, не песчинками, мыслила альбомами, не хитами - как можно их разъять? Утрамбовать тридцатилетнюю историю на два куска пластика? Да и на всех ведь не угодишь: кому-то кажется, что настоящий "Pink Floyd" закончился с уходом Сида Баррета – лидера, вокалиста, основателя группы (а с ним было записано всего два альбома), кто-то терпеть не может последние, "гилморовские" диски... Но у каждой великой группы один такой сборник, да есть: у "Doors" их было три, у "Who" четыре, у "Beatles" вообще штук пятнадцать, а "Pink Floyd" выпустили только "Relics", где композиции с 1967-го по 1970-й (и много позже - два "живых" альбома, где звучат классические песни, но это все-таки другой жанр). И вот, наконец, "Echoes" - два диска, 26 вещей, штука внушительная: представлены практически все альбомы, за исключением "Atom Heart Mother", "Ummagumma", “Obscured by clouds” и "More". На удивление много Сида Баррета, вообще раннего творчества. Композиции подчищены, оцифрованы, кое-где аккуратно сокращены (из эпической "Echoes" вырезано семь минут, да как – комар носа не подточит!), и лихо смиксованы воедино: звонкая барретовская психоделия конца шестидесятых перетекает в тяжеленькие пассажи Гилмора середины девяностых и обратно. Эти странные сближенья звучат ничуть не дико, а, напротив, крайне занимательно. Особенно хорош получившийся диптих из "Set the controls for the heart of the sun" и "Money", хоть против такого соседства – и время, и пространство, и здравый смысл. Получилась редчайшая вещь - концептуальный сборник "The best".
Рекомендуем: Подходит новичкам – по определению: тут есть, конечно, все "хиты", есть и правильные ссылки к остальным альбомам. Но подходит и давним фанатам, даже если каждую песню они знают наизусть: во-первых, он звучит лучше, чем все издававшиеся прежде диски, даже лучше аудиофильской версии "Dark Side of the moon"; а послушать ранние вещи в таком качестве прежде вообще было невозможно. Во-вторых, сюда добавили редкую вещицу "When the tigers broke free" из саундтрека к "Стене": в фильме она звучала, а на диске ее не было. В третьих, диск очень славно оформлен, совсем в духе "PF": повсюду цитаты из классических обложек группы. Разглядывать его – отдельное удовольствие.
“LOVE AND LIFE: THE VERY BEST OF DIANA ROSS” (EMI)
Что: исторический попс
Подробности: вот кто славен своими компиляциями, так это Дайана Росс. В дискографии их значится, не поверите, пятьдесят - пятьдесят сборников с лучшими хитами! Некоторые песни Дайана потом вообще уж не выпускала на альбомах – сразу на очередную компиляцию. Были среди них "Дайана живьем", "Дайана поет джаз", "Поет блюз", были "Баллады", "Дуэты", "Портрет дамы"… За что такая честь? Оказывается, Дайана Росс долгое время была самой продаваемой певицей Америки (особенно если учитывать время, которое она провела в качестве солистки The Supremes). Дайана – альфа и омега американского мейнстрима, государыня-матушка: историю заокеанской поп-музыки будут учить именно по ее дискам. Песни Дайаны по сей день перепевают, ремикшируют, сэмплируют почем зря; вся нынешняя плеяда MTV-шных певичек, весь коммерческий R'n'B и соул есть чуть перелицованная Дайана Росс. Припадем же к истокам: первый диск называется "Life", второй "Love". И действительно, как пишется, так и слышится: "Life" - сплошь диско, веселящий газ. Наивное, дрожащее, плоское, как блин, совершенно гениальное. "Love" - в основном сахариновые баллады, но есть и джазовые экзерсисы, самого прямолинейного толка, есть дуэт с Лайонелом Ричи и дуэт с Марвином Геем. Короче говоря, на первом диске собрано самая изумительная, а на втором – самая отвратительная музыка, когда-либо придуманная в Соединенных Штатах Америки.
Поразительное соседство.
Рекомендуем: исследователям жанра
“FILM MUSIC. 1980-2001. THE VERY BEST OF MICHAEL NYMAN” (Virgin)
Что: отсчет утопленника
Подробности: не сборник – надгробный камень. И даты выбиты: 1980-2001. Здесь покоится Майкл Найман, некогда важный, популярный, "культовый" композитор: изобретатель термина "минимализм", бывший соратник Гринуэя, сочинитель музыки к фильмам, пьесам, балетам, операм, показам мод, даже компьютерным играм, даже поездам – специально написанная пьеса Наймана звучит на какой-то скоростной магистрали. На двух дисках - только киноработы; рядом с письмами из гринуэевского поднебесья имеется и то, за что Наймана теперь гонят погаными тряпками из всякого приличного общества – надменный, репетитивный, почти нью-эйджевый оркестровый хлам последних десяти лет, более всего заслуживающий презрительного определения muzak – музыка к “Гаттаке”, “Wonderland”, "Claim", японскому мультику "Дневник Анны Франк", etc. Прилагается буклет, где автор подробно расписывает, музыку каких композиторов он использовал в каждом конкретном случае: эта пьеса сделана из Пёрселла, эта из Моцарта, а та из Брамса. Очень познавательно.
Рекомендуем: только страстным поклонникам; всем остальным будет достаточно старой пластинки "The very best of Michael Nyman", выпущенной в 1997-м году.
MICK JAGGER
"GODDESS IN THE DOORWAY" (Virgin)
Что: сольный Джаггер
Подробности: "Я всегда считал Мика Джаггера дико талантливым, весьма неглупым, донельзя остроумным и, пожалуй, самым сексуальным мужчиной из всех, мне известных. Но вот дураком он мне совсем не казался. После прослушивания его нового альбома я уж не знаю, что и думать". Этим комментарием неизвестного фаната, взятым с одного интернетовского сайта, можно было бы рецензию и закончить - в самом деле, сольная пластинка М.Д. не шибко поражает воображение, узкоколейные рокенролы, а пуще того прочие, совершенно поп-песенки забываются тотчас же, а главный хит и вовсе от начала и до конца сыгран Ленни Кравицем, и чуть ли не им же спет. Свои сольные работы Джаггер всегда записывал как бы между прочим, и непонятно, с какой, собственно, целью: от творчества "Rolling Stones" они отличаются не сильно. Не затем же, в самом деле, чтобы спеть дуэтом с Боно. Публика платит Джаггеру примерно той же монетой: "Goddess in the doorway" угораздило появиться день в день с новым альбомом Робби Уильямса, и пресса не замедлила подсчитать разницу в продажах за первый день: меньше тысячи дисков у Джаггера против 73 тысяч у Ульямса - какой пассаж! Позвольте ж защитить мистера Джаггера, хоть он, конечно, ни в какой защите не нуждается: тут все же есть неплохие песни, есть и довольно хлесткие строчки. Но главное, ничуть не обесценившееся достоинство этой пластинки - специфический, надтреснутый, всегда ироничный голосок главного рокенрольного Мужчины Мужчиновича; единственное, по мне, украшение чудовищно скучных альбомов "Rolling stones". Нельзя, конечно, сказать, что Джаггер попал этим диском в яблочко - он, кажется, и вовсе палил в молоко, в белый свет. Хорошо бы свету выказать в ответ немного уважения старому волкодаву.
Рекомендуем: поклонники "Rolling stones" решат, конечно, что я несу чушь; ну, им эта пластинка более чем понравится.
RONNIE WOOD
"NOT FOR BEGINNERS" (SPV)
Что: сольный Вуд
Подробности: Без сомнения, из всех участников "Rolling Stones" сольные пластинки лучше всего удаются Чарли Уотсу (найдите, к примеру, последнюю, не пожалеете). Но и Рони Вуда, гитариста "роллингов", послушать небезынтересно: здесь, по крайней мере, никаких тебе экспериментов, ни грана электронного звучания, никаких приглашенных поп-звезд - "только хорошее, хорошее, хорошее", как любит говаривать Дживан Гаспарян. Как на первой же секунде на авансцене объявится звенящая блюзовая струна, так до конца спектакля она и будет дребезжать - и не лопнет, заметьте. Прибавятся еще ухающие гитары и какая-то затоваренная бочкотара вместо ударников, промелькнет и исчезнет фигура Боба Дилана бок о бок с менее известными персонажами, зарядит неровный акустический джем и пузатый гаражный рок, походя споют подозрительные женщины, и вскоре все исчезнет - с шумом, гамом и бряцаньем пивных кружек.
Рекомендуем: любителям блюза и "роллингов" - непременно. Если же вы не охотник ни до того, ни до другого (как я, например), то меж Джаггером и Уотсом выбирайте все же Уотса.
PAUL MCCARTNEY
"DRIVING RAIN" (EMI)
Что: сольный Маккартни
Подробности: Немолодой, похожий на сморщенное яблочко господин, обладатель рыцарского титула, автор ораторий, кантат и оркестровых зарисовок, неутешный вот уже несколько лет по самым разным поводам - с новым альбомом и новыми песнями. Со времени смерти жены Линды это - первая пластинка с оригинальным материалом (до того был сборник кавер-версий, были те самые инструментальные, как бы классические записи, был даже разлапистый электронный коллаж). Начинается она на редкость лихо: забываешь и о неизбежном скепсисе, с которым обычно приобретаешь подобные записи, и о личности сочинителя. Сидишь себе, любуешься теплым, почти медовым звуком, какими-то опрятными электронными ошметки и главным украшением - на удивление живым сэром Маккартни, который
временами перестает лить свой обычный елей и начинает вопить что твой бешеный лось. Потом, конечно, задор пропадает и начинается нечто совсем иное, но и полдиска дышащей музыки - уже дело.
Рекомендуем: как станет скучно, рассмотреть оформление диска -- он весь украшен фотографиями, которые сэр Пол сделал при помощи миниатюрной камеры, вмонтированной в часы. Обложка, например - это сэр Пол мочится и сам себя фотографирует. Техника, что вы хотите.
YOKO ONO
"BLUEPRINT FOR A SUNRISE" (EMI)
Что: Йоко Оно
Подробности: лучший диск этой рубрики, этого месяца, а то и... Пластинка, доложу вам, такой силы, грации и почти ирреального натиска - закашляться можно. Йоко Оно временами поет - вполне себе рок-гимны или то, что можно было бы назвать "балладами" (но язык не поворачивается). Временами стрекочет, шипит, виляет голосом так и сяк - под аккомпанемент то шаркающих ритмов, то свингующих органчиков, а то и гитарных скрипов, исполненных, между прочим, Шоном Ленноном. Все сочинения - колющие и даже режущие (за исключением, быть может, странноватого регги "I'm not getting enough"). Содержание - сплошь про защиту женщин. Ценнее всего - не мелодии и не скрипы, а сами интонации пожилой (68 лет) японки: гортанные, старушечьи, ориентальные. Если и есть в мире люди, способные, как в старой песенке БГ, разгрызть кобальтовый сплав - то вот одна из них
Рекомендуем: только не битломанам - у них от этой пластинки, пожалуй, разольется желчь.
“BAREH DROMA” (Svenko / Manas Records)
Что: традиционная музыка российских цыган
Подробности: очень своевременный проект - цыгане сейчас в моде. Мы слушаем балканских цыган и молдавских, Бреговича и Zdob si Zdub – вот, наконец, сборник цыган нашенских: 19 песен, народные и авторские, поют исполнители из известных династий. То, что мы чохом называем "цыганщиной", тут аккуратно разведено по нишам и снабжено комментариями: есть кэлдэрарские песни, есть специфический фольклор сибирских ромалов (он с гармошкой), есть просто переиначенные русские романсы, есть старинные "долевые" (о цыганской доле то есть), которые не принято исполнять со сцены, есть плясовые, свадебные… Ничем не опошленная, эталонная пластинка, солидный музыковедческий проект – с подробной вступительной статьей, переводами песен, биографиями музыкантов (не без экзотики, конечно – замечания вроде "в наследство от родителей получили старинный репертуар и дар предсказывать судьбу" тут в порядке вещей). Все, что мы ожидаем от подобного сборника - все здесь: многослойные, пуховые гитарные переборы, экстатичные, невероятные концовки, русские словечки, завязшие, словно мухи, в паутине чужого языка, и любовная лирика самого знойного свойства.
Рекомендуем: подарить Никите Михалкову
"РАССКАЖИ ЧАЙКОВСКОМУ НОВОСТИ, ЧАСТЬ 4" (Exotica Lights)
Что: нетрадиционная музыка российских электронщиков
Подробности: Серия "Расскажи Чайковскому новости", как и помянутый выше диск, выпускается на чистом энтузиазме. Энтузиаста зовут Андрей Борисов – святой человек, правда. Его стараниями музыканты, исполняющие более-менее электрифицированную музыку в российской провинции, имеют возможность увидеть свои треки на компакт-дисках и выступать с гастролями в Москве. География – самая обширная: Калининград, Снежинск, Новосибирск, Томск, Екатерининбург, Москва тоже есть. Имена причем каждый почти раз новые: стараниями Борисова мы уже узнали, что столица интеллектуальной электроники находится, оказывается, в городе Ижевске, теперь вот выясняется, что городам Снежинску и Калининграду тоже есть чем похвастаться – аж по три группы на город тут представлены. Играют в Снежинске, помимо прочего, даже ямайкский, чуть суховатый даб, играют его и в Калининграде. Кроме того, в Калининграде функционирует блестящая группа "Los chikatilos", чьи живые выступления я вам настоятельно рекомендую: драйв такой – "С. Пистолз" отдыхает. Группа Spooner изящно препарирует фламенко (один из лучших треков), Волга – русский фолк, Идиоритмик – какие-то армянские причитания... В целом – не то, чтобы сногсшибательная, но чрезвычайно важная пластинка.
Рекомендуем: ежели интересуетесь новыми именами и тем, куда все движется
МАРКШАЙДЕР КУНСТ
"КРАСИВОСЛЕВА" (S.B.A. Production)
Что: традиционная музыка питерских негров
Подробности: настоящий негр там, впрочем, только один – вокалист Макангила Селенге Серафим (главный герой фильма "Асса" сказал бы о нем сакраментальное "наш, советский негр"), остальные так - просто взяли на вооружение лозунг "полюбите нас черненькими". "Маркшайдер Кунст" - солнечный ансамбль, находящийся в странном пространстве между Питером и Берегом Слоновой Кости: они играют традиционную, должным образом переиначенную, заирскую музыку суккус, также реггей, кумбию и ска, поют на нгала, временами – и на русском (их хит про то, что "для растамана деньги - марихуана" вы, быть может, помните). Новый альбом отчетливо распадается на две части: первая – те самые русскоязычные песни, вполне эклектичные, вторая – совсем уж африканская, дурашливая, как и положено, музыка. Есть смуглый колонизаторский фанк про Джа, сады и слонов, есть песня про бабушку-бомжа, молодого моряка и большого человека по имени Zumu.
Рекомендуем: как прививку от зимы
АЛЕКСЕЙ АЙГИ И 4'33
"EQUIS" (Solyd Records)
Что: традиционная музыка Алексея Айги
Подробности: это уже седьмой альбом Айги и "4'33", за четыре-то года: завидная работоспособность. То, с какой регулярностью эти пластинки выходят и, видимо, раскупаются, означает, что Айги не зря сносил плевки консерваторской публики и коллег-композиторов: его аккуратная, близкая к минимализму музыка оказалась-таки востребованной. "Equis" - саундтрек к одноименному спектаклю, поставленному Александром Вартановым и Татьяной Копыловой для театрального центра "Драм-Антре": шесть разновеликих пьес (от полутора до десяти с лишним минут каждая), действительно довольно театральных по настроению и без тени обычной для "4'33" ударной установки. Записано живьем, в Гнесинке, сыграно квартетом – виолончель, фортепиано и две скрипки: уклончивая – Назара Кожухаря, привычно-надсадная – самого Айги.
Рекомендуем: любителям поп-минимализма