Алексей Мунипов: Русская народная готика
TRACY CHAPMAN
"TELLING STORIES" (Electra / Союз)
Певица Трейси Чэпмен более всего известна тем, что за десять с чем-то лет умудрилась заработать аж четыре премии "Грэмми" кряду. Альбом - премия, альбом - премия. Что, конечно, ее музыку характеризует только с лучшей стороны. Эта добрая негритянская женщина из года в год все тянет свою фолк-рок волынку, грустную, как стадо некормленых ишаков. Рецензенты, как один, сравнивают "Telling Stories" с ее дебютным альбомом 1988 года - тем самым, что нынче считается классикой, принес Трейси первый граммофончик "Грэмми" и даже был выпущен в Советском Союзе на виниловых грампластинках небывалым тиражом в 500 тысяч экземпляров. Мол, певица вернулась к истокам, мелодии стали проще, аранжировки - прозрачнее. Не могу подтвердить в точности, так ли: дебютного альбома не слышал. Но мелодии и впрямь просты, как мычание, аранжировки же прозрачны настолько, что иногда попросту растворяются в воздухе. Честно говоря, и песни подчас настолько прозрачны, что легко и незаметно переходят друг в друга, да так, что и не заметишь. Не могу представить, кто бы мог без принуждения выслушать этот унылый диск до конца - разве что жюри премии "Грэмми". Ведь вручить певице очередную статуэтку им все равно придется. Дело чести.
Ах, да. Еще говорят, что у Трейси Чэпмен очень глубокий и проникновенный голос. Это в точности так.
"OM LOUNGE 3" (Om Records)
Очень солнечная, поистине весенняя пластинка, уже третья в серии "Om Lounge". Вообще, лаунжем принято называть легковесную коктейльную музыку, вроде той, что звучит в рекламе "Мартини". Здесь же представлен, скорее, очаровательный хай-тек, сыгранный признанными кавалерами пушистых звезд: в числе прочих "Fila Brazillia" и грустноватый Херберт, зачастивший в последнее время в столицу. Владельцы "Om Records" (ничего общего с модным журналом) разлили по стаканам терпкий джин-меланхолик. Смягчает и успокаивает просто волшебно - идеальный антистрессовый диск с его футуристическим соулом и субтильными нюансами, ласковыми фортепианными тремоло и плюшевыми электронными басами, что тихонько букают в динамиках ваших стереосистем.
"RUSSIAN GOTHIC COMPILATION: EDGE OF THE NIGHT" (Russian Gothic Project)
Русская готическая музыка - штука, согласитесь, странная. Тем не менее, пластинка "Край ночи" как раз и представляет отечественные коллективы, которым жить на свете скучно, и грустно, и мерзко - не зря же для названия взяли цитату из Луи Селина. Вообще, "готическая музыка" - понятие крайне обширное: к ней относят множество самых разных зачастую непохожих друг на друга стилей. От готик рока "Cure" и "Bauhaus" до мрачнейшего "апокалиптического фолка", тяжкой электронной музыки darkwave, легчайшей ethereal экзотики с непременным женским вокалом и даже аутентичной средневековой мистики. Оказывается, в России всю вышеперечисленную музыку вполне себе играют - и как играют! И, главное, где! Группы, представленные на сборнике, не известны, за редким исключением, ровным счетом никому, а география пластинки просто поражает: Набережные Челны, Калининград, Курган, Новосибирск, ну, и Москва с Питером, конечно. Разумеется, не все из представленных треков шедевры, и не всюду качество записи соответствует мировым стандартам (а качество английского, на котором бормочутся сумрачные агитки, тем паче), но зато картина получилась на редкость объективная и всеобъемлющая. Стоит отметить, что пластинка выпущена частным порядком, группой энтузиастов, сделавшей в свое время невероятный по информативности сайт www.gothic.ru. Туда и отсылаем.
"DARKEN MY FIRE: TRIBUTE TO DOORS" (Cleopatra records)
А вот западные коллеги-готы взялись перепеть композиции группы "Doors". Мол, Моррисон был первым готом, мы его любим. В списке - довольно известные в соответствующих кругах команды: "Alien Sex Fiend", "Controlled Bleeding", "Rosetta Stone" и прочие. Есть даже трек, сделанный Кевином Хаскинсом из группы "Bauhaus", которая считается основательницей жанра. При всем при том - диск ужасен. На несколько удачных номеров - полна коробочка глупого рыка, перегруженных компьютерных пассажей и грязных гитар. Ребята не погнушались перепеть даже те композиции, которые без Моррисона представить вовсе невозможно: "The End", например. Это и вправду конец - да не тот. Беда в том, что вся эта пригоршня групп с "Cleopatra records" давно уж перестала интересовать даже самых упертых фэнов, а жить на что-то надо. Трибьюты же обычно продаются куда активнее. Захотелось, как Шарапову, деньжат малость по-легкому срубить. До этого, кстати, был выпущен такой же диск, только с перепевками Мадонны (!). Держитесь от них подальше.
GREEN GREY
"550 MF" (Real Records)
"Грин Грей" - обаятельнейшие украинские парни. Короли Киева, герои светских хроник, любители белых лимузинов, отчаянные пижоны. За колоритнейшим продюсером Джуззи можно ходить с блокнотом: это не человек - фейерверк. А репетиционная база у них находится прямо в Лавре. В общем, не ради музыки все это затеяно - играем в звезд. Но справедливости ради стоит отметить, что как раз этот релиз, вышедший на самом крупной российском лейбле, ничего себе. "550 метров фанка", так он расшифровывается. И верно, здесь фанк - в нынешнем, правда, весьма своеобразном его понимании. Квакающие гитарки, надерганные отовсюду ритмы и звучки, модная нарезка и быстротечный речитатив. И раскрученный хит с неприличным припевом "Мазафака".