Алексей Мунипов: Медленно и печально
"THE BEACH" Soundtrack (London records)
Всем этот саундтрек уже понравился. Артисты, действительно, подобраны на редкость удачно: цвет британской электронной сцены плюс некоторое количество приглаженного попса, причем тоже как бы модного: так, сладким девочкам All Saints помог саундпродюсер Мадонны Уильям Орбит, Sugar Ray недурно перепели песенку Брайана ино и Джона Кейла "Spinning Away", и так далее. Первая часть пластинки - помягче, пораслабленней, дальше набухают тучи, тяжелеет небо, все бросаются истерить, пугать, давать техно. Финал - невероятная коллаборация Анджело Бадаламенти и электронщиков "Orbital", то есть фирменные струнные пассажи и не менее фирменные орбиталовские завлекалочки плюс еще сам Ди Каприо что-то такое вполне убедительно блажит. На самом деле, саундтрек оказался не так хорош, как ожидалось, но из всех прочих звуковых дорожек он, конечно же, самый достойный. Да и то сказать: здесь имеются новые, неизданные доселе треки от Underworld, Faithless, Leftfield и, более того, культовой британской команды New Order, не выпускавшей ничего уже лет восемь; блестящий трек "Porcelain"от Moby, странноватый ремикс на бывших брит-попперов "Blur", Барри Адамсон, U.N.C.L.E. с вокалом Ричарда Эшкрофта из "Verve" - в общем, диск стоящий, без сомнения.
BROOKLYN FUNK ESSENTIAL
"MAKE THEM LIKE IT" (Shanachie)
Нью-йоркская банда с немыслимым количеством участников - одиннадцать мальчиков и девочек со всего земного шара, от Суринама до Турции - все мечтает сконструировать самую зажигательную на свете музыку. Для того берется: эйсид-джаз, фанк, реггей, диско, драм-н-бейс и все, что подвернется. Часть того, часть этого, в сумме - жаркие ночи Нью-Йорка на блестящем куске пластика. Этот невероятный табор не желает ограничиваться чем-то одним - предыдущий альбом они записывали вместе с турецко-цыганским коллективом "Laco Tayfa", здесь же соседствует перепетая регги-классика "Confirm Reservation", модернизированная мамба "mamba con dancehall" и, скажем, читаемые нараспев поэтические мантры в сопровождении влажного саксофона "I got cash" (благо, поэты в такой толпе тоже нашлись). Легко предположить, что живьем команда выглядит бесподобно, и верно: критики удостаивают их выступления исключительно превосходными эпитетами и особенно напирают на то, что со студийной записью этот пир уха и сравнивать нельзя. Ну, а нам только лишь обидно - больше ничего.
EMINEM
"THE MARSHALL MATTERS EP" (Aftermath Records)
Эминем - самый нынче популярный белый рэппер, если не самый популярный рэппер вообще: рецензируемый альбом, по крайней мере, до сих пор держится на первом месте хит-парада "Billboard". В Англии, Канаде похожая история. Читатель ждет уж неприличной рифмы, золотых цепей, кадиллаков, всего этого хип-хоп-понтярства, ан нет: диск повествует о том, как одного молодого парня - редкого, по всей видимости, мерзавца - окончательно сорвало с катушек. На дебютном своем альбоме он что-то такое тараторил нелицеприятное про собственную родительницу (та, не будь дурой, тотчас подала в суд), поносил дурными словами всех без исключения коллег и конкурентов, вообще кривлялся и лицедейничал, бзыкал и чвокал на весь мир, умудряясь при том вместо одной стихотворной строчки протарахтеть четыре - да все как-то с неловкими паузами, сбивками. Считка его необычная - так это называется - запомнилась, сам Эминем быстро оказался в полном шоколаде, тут-то и понеслось: аресты, скандалы, драки. Слушать новый его диск временами просто жутковато: такой неприкрытой истерикой, такой всамделишной паранойей он наполнен. Натуральный репортаж с петлей на шее. Дурной человечишка, тряпка, пустышка - а вылез на свет Божий, а кричит, да как кричит! Всех порешу, всем покажу. Все сдохнут, разумеется - а некоторые поименованные твари очень и очень быстро. Первой в этом прекрасном списке стоит собственная жена Эминема, Ким - композиция, которая и называется "Kim", без сомнения, является самой сильной вещью на диске: в ней, собственно, красочно имитируется, как верный муж перерезает ей глотку. Не любишь больше, да? Не любишь больше, да? Получай, стерва!
COOLBONE
"BRASS-HOP" (Hollywood Records)
Медь звенящая и кимвал бряцающий. Легко купиться на такую обложку: брасс-хоп - это значит хип-хоп и медные трубы, диксиленд и бормотание. И то, и другое, между тем, звучит чрезвычайно мягко и напоминает, например, старого нашего знакомца MC Solaar'a - плюс очарование Нью-Орлеана, минус непревзойденное французское курлыканье. На диске имеется, скажем, кавер-версия известного всем и каждому стандарта "Когда святые маршируют" - все те же дудки, но только положенные на вечный и размеренный ритм. Ничего особо интересного в новейшем стиле "брасс-хоп" нету - памятный проект "Эйсид-брасс", когда шахтерский духовой ансамбль исполнял дискотечные хиты начала девяностых, был гораздо занятнее - но и отвратительного тоже ничего. Пластинка после ужина, вместо сигары, для тех, кто бросает или только думает бросить курить.
TOWA TEI
"LAST CENTURY MODERN" (East West Records)
Вот он, мот и бонвиван, ценитель плотских радостей и поездок на дальние расстояния, мастер Игры, красавчик с поджатыми губами - Това Теи, бывший участник популярной команды "Dee-Lite", смотрит на Вас с обложки в вечных своих громадных очках. Посол нео-попса в неритмичной стране, он снова выдал на-гора охапку своих затейливых побрякушек, этаких гофрированных незабудок: европейский шансон и пряный фанк, сработанный на дорогих синтезаторах человеком с умными глазами и холодным сердцем. Сверхтехнологичная музыка, которая все тщится пролезть по ведомству романтики, да не выходит: торчат рычаги во все стороны. Това Теи привлек в качестве соавторов скрипичный "Баланеску Квартет", вдохновенного аккордеониста Коба, всяческих приятных певичек, но предпочтение все же отдает бездушной компьютерной программе "CHATR", которая имитирует человеческую речь. В одном из треков она балаболит почти что голосом самого Това Теи - программа якобы может клонировать интонации любой особи по предложенным образцам. Звучит смешно.
ВЕСНА НА УЛИЦЕ КАРЛА ЮХАНА
"ЛЮБОВЬ И БЕДНОСТЬ" (Лёгкие)
Первый релиз нового лейбла Олега Нестерова, специализирующегося на easy listening - легкой музычке. "Весна" - как раз такого сорта продукт: субтильная девушка, что щебечет что-то про любовь и сны, и два мужчины средних лет на заднем плане. Романтика белого каления - даже сверх какая-то романтика. Напоминает, конечно, многое: Гелену Великанову, раннюю Пугачеву ("неужели, неужели нам заменят сердца на компьютеры"), Микаэла Таривердиева и всю эстраду шестидесятых разом. Весь диск - песенки вроде "Одна дождинка - еще не дождь", только чересчур меланхоличные.
NEIL YOUNG
"SILVER AND GOLD" (Reprise records)
За тридцать с гаком лет Нэйл Янг сочинил такое количество песен - сольно и в составе "Crosby, Stills, Nash & Young" - что впору сбиться со счета. Из этой гоп-компании, которая до сих пор не может угомониться, Янг был, кажется, самым талантливым - и уж точно самым странным. Диски у него получались, что твои альфа и омега: от гранжа до фолка, от стандартного рок-н-ролла до мрачного скрежета. Слушая "Sliver and Gold", трудно поверить, что он записан тем же человеком, чья гитара стонала в "Мертвеце". Здесь - кантри, почти акустика, чуть губной гармоники и всего, что полагается в таких случаях. Любители сольного Янга сравнивают этот диск с его классическими пластинками "Harvest Moon" и "After the Gold Rush". Я же вспоминаю о том, как Дэвид Гэффен, голливудский магнат, фактически создавший "CSNY" и записывающий Янга на собственном лейбле Geffen Records, подал на него в суд, наплевав на многолетнюю дружбу, после того, как очередной диск Янга опять принес сплошные убытки. "Ты обещал мне коммерческую музыку! Где она?!", кричал Геффен в бешенстве и пытался уверить суд, что Янг его обманул и "развел на деньги". Дело он, конечно, проиграл, а Янг и теперь живее всех живых и продолжает записывать такие же диски - вот только теперь они отлично продаются. Последний диск сызнова воссоединившихся "Crosby, Stills, Nash & Young"разлетелся на "ура", не стоит сомневаться, что Янгу тоже достанется - и серебра, и золота. Конечно, нынешним меломанам эта пластинка покажется вызывающе старомодной, собственно, так оно и есть. Но купят ее не за умение или мелодии - за сам факт присутствия.
"THE ROY HAYNES TRIO FEAT. DANILO PEREZ & JOHN PATITUCCI" (The Verve Music)
Рой Хэйнс, ударные. Данило Перез, клавиши. Джон Патитуччи, бас. "Dream Team", иначе не назовешь. Говорят, у Хэйнса не бывает плохих пластинок. Все, от классической "Out of the afternoon" 1962 года до "Praise" 1998-го - все хороши. Три известнейших джазовых музыканта впервые собрались вместе всего-то год с небольшим назад, поиграть на каком-то фестивале, и, как это обычно бывает, все кончилось совместными концертами (два вечера в Бостоне) и сессией звукозаписи. На диске как раз две части: студийная и живая. "The Roy Haynes Trio" переигрывает всех, кого угодно: здесь "Sippin' at bells" Майлза Дэвиса, "Bright Mississippi" и "Green Chimneys"Телониуса Монка. "Wail" Бада Пауэлла, в оригинале быстрая и даже яростная, у Хэйнса с компанией зазвучала куда размеренней. Есть даже народная шведская песня "Dear Old Stockholm", впервые переложенная на джазовые весла Станом Гетцем в 1951 году, во время его визита в Швецию. Критик Боб Блументаль в предисловии к пластинке восторженно называет ее "альбомом нового джазового тысячелетия". Может, и так.
DJ KRUSH
"CODE 4130" (Shadow records)
После московской премьеры "Пса-призрака", саундтрек к которому делал известный рэппер RZA из американской команды "Wu-tang clan", ко мне стали подходить во множестве друзья и знакомые с вопросом: что это за RZA и где такой музыки достать? Сам саундтрек в столице достать пока трудновато, так что вот - пластинка японского диджея, известного как DJ Krush. Самое то. Абстрактный хип-хоп, суровые / ленивые ритмы, медленно и печально. Krush здесь работает именно как диджей: 19 треков, блистательно, без сучка и задоринки, сведенных воедино. Здесь японский рэп звучит одновременно с болгарской народной песней "Полегнала е пшеница", записанной хором болгарского радио, здесь мягкое превращается в твердое, ртуть в свинец, а свинец - в чистое золото. Диджейская алхимия далекого японского друга с громокипящим прозвищем продолжает урчать в животе задолго после того, как пластинка остановится - знакомая мелодия "El condor pasa", переигранная Минору Мураолка, остается висеть в воздухе, словно индийский канат из знаменитого на весь мир факирского трюка. Европейцы пытались повторить - безуспешно.
"BROKEDOWN PALACE" SOUNDTRACK (The Island Def Jam Music)
Две девушки - их играют Клэр Дэйнс и Кейт Бекинсейл - собрались отдохнуть на славу. Место выбрали, правда, неординарное: Бангкок. Спасибо сценаристам: не знаю,как фильм, но саундтрек их молитвами вышел премилый. Здесь представлены не худшие образцы современной музыкальной продукции для молодежи. Ироничный трип-хоп Трики с его последнего альбома, азиатская электроника "Joi" (выдающийся трек "Fingers") и "Asian dub Foundation". Много вообще ориенталистики, что объяснимо. Довольно известные имена - Сара Брайтман, "Delerium" (где, кстати, тоже звучит ее голос), PJ Harvey соседствуют с вовсе непонятными артистами, которые, как водится, оказываются лучше всех: я, например, доселе не слышал о существовании Нэлли Фуртадо, а теперь желаю найти какие-нибудь ее записи - трек "Party's just begun", что-то вроде акустических "All seeing I", совершенно неотразим. Традиционно хорош и "Audioweb". Впрочем, хватает и дурных душещипательных баллад - ну, да не без этого.