Алексей Мунипов: Послеполуденный отдых фавна
SILENT POETS
"TO COME" (Yellow Production)
Молчи, грусть, молчи. "Silent poets" есть два японца, выпускники модного артколледжа, что сбивают сливки последних достижений в отменную сметану. Здесь имеются все виды электронной меланхолии, известные на сегодняшний день: вот вещичка как у "Portishead", вот как у "Massive Attack" или "Red Snapper" или "Thievery Corporation". Дабы записать и свести альбом, поэты-молчуны мотались по всему миру: один трек закончен в Париже, другой - в Лондоне, третий - в Бруклине. Здесь поет одна девочка, там другая. Получилась упаковка музыкального валиума: медленно ползет улитка на вершину холма, и бормочет засыпающим голоском какие-то рифмованные строчки. Альбом красив до невероятия, ибо эти японцы питают редкую страсть к слезоточивым струнным пассажам, которые в данном контексте звучат шедеврально. Влюбиться можно даже в оформление: насыщенный красный цвет обложки читателю черно-белой газеты не оценить, но купить хочется тотчас же. Впрочем, в отдельные моменты альбом столь же невероятно скучен.
TOM JONES
"RELOAD"
Бодрячок из Уэльса всегда держал нос по ветру. Петь он начал еще в шестидесятых, и по сей день не выдохся - напротив, все время умудряется быть на гребне волны. Голос этого похотливого фавна не меняется - меняются только аранжировки: кантри, рок, поп, техно, что угодно. "Reload" - это крайне успешный сборник дуэтов Джонса с модными нынче артистами, от Simply Red до Робби Уильямса. Поют они, по большей части, чужие песни: Дэвида Бирна, Майкла Хатченса из INXS, Дэвида Боуи, Ленни Кравица и прочих. Две из них уже стали суперхитами: дуэт с Cardigans ("Burning down the house" из репертуара "Talking Heads") и с прыткими дэнс-девицами из Mousse T ("Sexbomb"). Но имеются здесь вещички и получше: кто бы мог представить дуэт с Portishead? А он есть, и не такой уж мрачный, как можно было ожидать. И более того - Джонс вместе с "Divine Comedy" перепевают одну из известнейших вещей "Portishead" - "All Mine". Вышло довольно смешно: гулкий оркестр вместо тревожного трип-хопа и громогласный Джонс вместо фарфоровой Гиббонс. В целом же, с кем бы и что бы он не пел - все одно Том Джонс получается. Никакие The Pretenders или Натали Имбруглиа этот обух не перешибут.
AMON TOBIN
"SUPERMODIFIED" (Ninja Tune)
Амон Тобин - один из самых заметных клиентов популярного лейбла "Ninja Tune", чей девиз: "К черту танцы, искусство давай!". Танцев здесь, и впрямь, не получится: вот уже третий альбом кряду этот человек упорно скрещивает ужа с ежом, джаз с брейкбитом - выходит, разумеется, колючая проволока. От джаза здесь остались рожки до ножки, барабанный треск да вопли тромбонов, все тонет в неопрятных звуках, каждый из которых, впрочем, приложен ровно к месту - в мастеровитости Тобину не откажешь. Конструктор развивающий для начинающего строителя - была у меня в детстве такая коробочка. Как из звука хрипящего мотоцикла, перезвона двух серебряных ложечек и невесть откуда выдранной мелодийки соорудить терем-теремок для тех, кто любит погорячее - такая примерно стоит задача. Густой, непролазный треск, адский грохот, а за ним - до жути спокойная реприза (и зубовный скрежет на заднем плане). Холод ночи, сумрак дня.
СЕДЬМАЯ ВОДА
"А ЛЮДИ-ТИ ЖИВУТ"
Я долго не понимал, отчего так превозносят фолк-группу "Седьмая вода"? Ну ведь Бичевская Бичевской - песни народные, аранжировки бесхитростные, голос ласковый. Пока однажды не попал к ним на концерт. Публика была не то, чтобы сильно восприимчивая, пришла она вовсе не на "Седьмую воду", а на гитарного мистика Сергея Калугина, и потому желала видеть только его, и сразу - а русских народных песен ей было не надобно. Вышла группа, вышла солистка, невысокая такая девушка, спели они несколько песен, и зал покорился тотчас же. Настолько, что ее потом вызывали на бис, а про Калугина и думать все забыли. Очень эта группа на сцене хороша - прямо-таки повод поговорить про возрождение русской фолк-традиции, про новые молодые лица, пнуть, конечно, "Балаган Лимитед" и "Золотое кольцо", похвалить аранжировки и изобретательность музыкантов... Однако вот слушаешь новый их диск - ну Бичевская Бичевской (разве что с легкими кивками в сторону world music формата Инны Желанная). Это, впрочем, тоже комплимент.
JOHN ZORN
"THE BIG GUNDOWN" (Icon Records)
Возможно, вы еще не слышали этой пластинки. Здесь Джон Зорн играет музыку Эннио Морриконе. То есть это трибьют такой невозможный. Про Зорна вам нужно знать следующее: Зорн - нью-йоркский гений свободных импровизаций, джазовый авангардист и мастак визжать на саксофоне, устроитель самых безумных коллабораций, любитель жесточайшего хардкора (во всех смыслах). Число альбомов, в записи которых он принимал участие, приближается к трем сотням; там есть все - от нойза до еврейской традиции (в понимании Зорна, конечно - под это дело был собран квартет Masada), а некоторые пьесы написаны по канонам математической теории игр. В записи этой пластинки, помимо прочего, принимали участие Фред Фрит, Арто Линдсдэй и ведьмачка Диаманда Галас; среди использованных инструментов - пила, гармоника, вертушки, окарина и всякое такое. Вообразите, что эта гоп-компания сделала с музыкой Морриконе. Самому композитору, кстати, пластинка понравилась.