Алексей Мунипов: Как важно быть серьезным
DAVID COVERDALE
"INTO THE LIGHT" (EMI)
Что: Легендарный вокалист Deep Purple и Whitesnake с ворохом новых баллад.
Подробности: Альбом, датируемый 2000 годом, мог быть выпущен и десять, и двадцать лет назад. Ковердейл спешит на помощь тем, кому за, тем, кто ненавидит модные ритмы и поминает добрым словом длинноволосые семидесятые. Двенадцать композиций не короче пяти минут каждая: утяжеленные блюзы, полтора боевика и то, что в нашей традиции привычно называют "медляками". Называются: "Любовь слепа", "Не плачь" и "Слишком много слез"; слезы, плачи и лубов фигурируют в названии доброй половины композиций. Непременная техничность и отменная живость голоса - то, чем старая гвардия по праву могла бы гордиться - альбом, увы, не сильно красит: многажды перелицованный стандарт исполнения ("чтоб было красиво и с душой") умерщвляет живого симпатичного Ковердейла начисто. Первая песня, "River song", заставляет было надеяться, что Дэвид решился придумать нечто хоть сколько-нибудь занятное - помпезная эта вещица, длящаяся аж семь с половиной минут, напоминает даже нынешнюю "Металлику" с верной примесью блюза. Увы, дальше этого дело не идет.
Рекомендуем: рок-н-рольным староверам; любителям мелодичного хард-рока; тем, кто любит переслушивать старые диски Whitesnake и Deep Purple - по крайней мере, записан альбом отменно.
RADIOHEAD
"KID A" (EMI)
Что: Лучшая британская группа с долгожданным, и обескураживающим, альбомом.
Подробности: Ансамбль "Radiohead" прославился песней "Creep" (у нас в стране этот богатый хит знают еще и как песню "Любочка" почившей группы "Маша и медведи"). Прославился еще раз, записав чуть не главный рок-альбом десятилетия "OK Computer" - гениальный каталог ночных страхов, дорожных призраков и дурных предчувствий, настольную хрестоматию темноты. "OK Computer" был беспредельно мрачен и тягуч, без проблеска - унылый и какой-то пыльный голос Тома Йорка нашел свое верное пристанище, и в каждой композиции, которые даже стыдно называть "балладами", проскальзывали холодные компьютерные искры, усугубляющие и без того депрессивное начало альбома. После выхода в свет "OK Computer" группа затаилась на долгих три года, чтобы, наконец, выпустить в свет самое странное и неожиданное из своих творений. На новом альбоме безусловно гитарной команды практически нет гитар; нет также и мелодий. "Radiohead" выпустил образцово электронный диск: здесь имеются композиции в духе Plaid и то, что принято называть "звуковыми ландшафтами" - туманные полотна без конца и края. У группы "Текиладжаз" есть песня с названием "Тишина и волшебство", так же можно было б назвать и новый альбом "Radiohead". Слышно, впрочем, что всю эту электронную смурь навела бывшая рок-группа - этим диск и хорош. Не худо б теперь, когда эйфория от знакомства с электронными чудесами прошла, Йорку сотоварищи вспомнить, зачем они появились на свет - сочинять беспримерные по красоте мелодии.
Рекомендуем: Поклонникам альбома "OK Computer"; даже, пожалуй, любителям Бьорк (тем более, что Том Йорк недавно пел с ней дуэтом); вообще всем, кто желает понять, куда движется т.н. "рок".
KARL JENKINS & ADIEMUS
"ETERNAL KNOT" (Virgin Records)
Что: Неглубокое, но уютное погружение в кельтскую мифологию.
Подробности: Композитор Карл Дженкинс, бывший клавишник популярной некогда команды "Soft Machine", и созданный им ансамбль "Адиемус" в очередной раз разрабатывают коммерчески успешную стезю: этно-нью-эйдж, равно близкий "Dead can Dance" и "Enya", и равно лишенный таланта первых и чувства меры вторых. Очень тяжеловесная, оркестрованная насмерть музыка. Дженкинс определяет отличительные особенности проекта как "чувственные голоса, обилие классических струнных и этно-перкуссия". "Adiemus" обыкновенно берется за дело весьма основательно - так, к предыдущему альбому, посвященному танцам народов мира, прилагался увесистый буклет, где подробно разбирался каждый трек - тут, извольте видеть, баркарола, а там ритуальный ритм индейцев Северной Америки. Такой же буклет есть и здесь - на этот раз Дженкинс взялся за кельтов. Вступительная статья - откуда есть пошла кельтская земля, внушительное перечисление приглашенных музыкантов (в числе прочих "арфист Ея милости принца Уэльского), и такой же подробный разбор всех, без исключения, композиций: каждая посвящена какому-либо кельскому герою, или известному преданию, или еще чему. Перед покупкой этого диска надо иметь в виду лишь одно: "Adiemus" прославился написанием музыки к рекламному ролику авиакомпании "Delta Airlines", а "Eternal Knot" написан для озвучки документального сериала о кельтах, так что дух телевизионного мыла здесь ощущается вполне отчетливо.
Рекомендуем: начинающим толкиенистам.
ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ
"ТЯЖКИЙ" (Real Records)
Что: Белорусский стеб-рокеры начинают понимать, как важно быть серьезным.
Подробности: Только после многочисленных уверений коллег, что "Тяжкий" - не таков, как предыдущие работы печально известного коллектива, он другов, заставил себя взяться на рецензию - и не ошибся. "Ляписы", пошатавшись по сопредельным жанрам, от тяжелого рока до музыкальной эксцентрики, все-таки образумились и записали предельно выверенный диск натуральных дворовых песен, при том отменно и очень изобретательно аранжированных: духовая секция, с которой музыканты познакомились совсем недавно, придает шестиструнным песенкам забавный балканский задор, знакомый нам по трудам Горана Бреговича. Несмотря на многочисленные уверения "ляписов", что все это шутки юмора, "Тяжкий" - нисколько не пародия, а самая что ни на есть классика жанра.
Рекомендуем: Что называется, для самого широкого круга слушателей, включая и самых отъявленных снобов: поверьте, стоит того. Отдельно рекомендуем поклонникам группы "Ленинград".
VELMA
"CYCLIQUE" (Emperor Norton Records)
"Гипнотический, атмосферный, интеллигентный и минималистичный электро-поп".Так характеризуют музыку проекта "Velma" их продюсеры. На самом деле, этот компакт-диск - история о том, как три умника решили писать поп-музыку с позиций современного искусства. Сочинив внушительную концепцию, объясняясь фразами вроде "мы расширяем границы мультикультурализма", играя концерты в модных галереях, выступая на продвинутых биенналле - с видеоинсталляциями, звуковыми экспериментами и прочим. А музыка - как если бы Сюзан Вега вздумала озвучивать Дерриду. То есть вполне мелодичные зарисовки, которые то и дело тонут в злющих шумах и скрежетах, или же каких-то странных звуковых фрагментах (вплоть до Вивальди) - впрочем, не настолько злых и не настолько странных, чтобы повредить рассудок или хотя бы прискучить. Напротив, диск вышел волшебным каким-то: слушать его хочется много и часто. К нему же прилагается и мультимедийная часть для обладателей компьютера: короткие видеозаметки о состоянии актуального искусства вообще и истории группы "Velma" в частности. Чтобы досмотреть их до конца, нужно терпеливо сложить мышкой несколько нечетких мозаик. Музыка "Velma" - как раз такая.
GROOVE ARMADA
"VERTIGO" (Zomba Records)
Группу "Groove Armada", прежде не очень-то известную, последние полгода можно было довольно часто слышать на московских радиостанциях. Два мастеровитых парня из Лондона написали пару хитов в духе модного теперь биг-бита (как это сейчас принято, название для нового электронного жанра не стали придумывать заново, а взяли готовое - ведь раньше, в битловские времена, биг-битом называли мелодичный гитарный попс). Fatboy Slim, родоначальник жанра, неимоверно нынче популярный, на этой пластинке тоже засветился: сделал ремикс на одну из композиций. Однако прочий материал похож вовсе не на Fatboy Slim'а, а, скорее, на французскую команду "Air" (о новой работе которых читайте ниже). Нежные акварельки, милые плюшевые пьески. Присутствует даже настоящая пастушья пастораль со странным названием "Pre 63", в которой дудки, и утро, и луга, и синтезаторные Альпы. А вот упомянутый ремикс, напротив, редкая дрянь.
GIPSYLAND
"VIVA LA MUSICA" (Holywood Records)
Сольный проект Кико Мотоса, бывшего вокалиста популярной у нас команды "Gipsy Kings". Все те же проверенные рецепты: ворох акустических гитар и фламенко пополам с цыганскими мотивами. Но слушать невозможно совершенно. А все потому, что за Кико взялись ушлые продюсеры - те же, что работали с Шер над ее последним диском "Believe" и с Энрике Иглесиасом над "Bailamos". Сделать интернациональный хит, как видите, у них получается как нельзя лучше, так что все очарование, некогда свойственное "Gipsy Kings", они угрохали с максимальной эффективностью. Если коротко, получился цыганский Рики Мартин. И сделали-то для этого чуть: всего лишь добавили дискотечных ритмов. Отличить Мотоса от Иглесиаса теперь не сможет даже самый придирчивый слушатель. Конечно, голос все тот же - а что толку?
AIR
"VIRGIN SUICUDES" (Record Makers)
"Air" - самая лучшая, модная, заметная французская команда на теперешний день. Их специализация - поту- и посюсторонние пастиши, карамельные истории в духе семидесятых, сыгранные на допотопных синтезаторах с чувством и толком. Записали они, собственно, всего один альбом, "Moon Safari", плюс выпустили сборник ранних синглов, и новой пластинки многие ожидали с трепетом. Ей, к сожалению, стал саундтрек к новому фильму Софии Копполы, дочери Фрэнсиса Форда Копполы, "Virgin Suicides". К сожалению - потому что саундтрек в данном случае не предполагает запоминающихся мелодий и филигранной работы. Это, конечно, все тот же великолепный "Air", но музыка-таки скорее фоновая. Фильм, судя по описаниям, не очень-то веселый, так что и саундтрек получился мрачноватенький. Вдумчивое повторение пройденного, а хочется уже чего-то нового.
OLDUPAA VLADIMIR OTUN
"DIVINE MUSIC FROM A JAIL" (Friends Records)
Сложно сказать, по какому ведомству должен проходить этот диск. Олдупаа Владимир Отун - это тувинский Чарли Мэнсон. В данный момент он сидит в тюрьме и выйдет на волю только в 2004 году. И судя по всему, ненадолго: из 55 лет 33 он провел в лагерях. Собственно, на зоне эта пластинка и записана. За что сидит Отун, в буклете не говорится, но, по моим данным, за убийства и растление малолетних. И вот этот урка под аккордеон ревет песни собственного сочинения. Стиль: горловое пение. Описать эффект от прослушивания этой записи не представляется возможным. Добро пожаловать в Ад. И песни, конечно, максимально душевные - Мэнсон ведь тоже в заключении писал очень трогательные гитарные баллады. Помимо всего прочего, за решеткой Отун уверовал в Господа Бога и теперь восхваляет его таким вот образом - не зря же диск называется "Божественная музыка из тюрьмы". Большая часть песен (всего их 18) поется на тувинском и кое-где попадаются фразы на русском. "Там, где звучит каргыра, нет падёжа скота". "Во весь голос, на всю вселенную прославляю тебя, Отец мой Небесный - среди дальнего народа, среди ближнего народа". И, кроме того, есть две, страшно сказать, кавер-версии: "Что стоишь, качаясь" и "Ой ты, душенька, красна девица". Тоже с горловым пением, разумеется. Не знаю, насколько сложно достать этот раритет, но в "Пурпурном легионе", кажется, еще есть экземпляры.