Алексей Мунипов: Токио mon amour
TAKAKO MINEKAWA
"FUN9" (Emperor Norton Records)
Главное достижение японских музыкантов, помимо страшной музыки нойз - свистящий, шелестящий easy listening, легкий мотивчик для вечной молодости. Представьте Гелену Великанову в окружении никелированной техники девяностых, в аранжировках быстрых и стремительных, безукоризненно электронных - выйдет Pizzicato 5, лучшая японская поп-группа. Мираж имени Игоря Северянина: из Москвы - в Нагасаки. На третьем полновесном диске Такако Минекава все это есть - и гораздо больше. Нежность киборгов, непременные девочки-японки, напевающие нежно-нежно, высоко-высоко, ласковые пассажи в обрамлении звуков и звучков, но, кроме того - психоделические гитарные пассажи в духе шестидесятых (разбитые на кусочки и собранные заново), наши волшебные барабаны, иногда - довольно жесткие повороты, а иногда - хилый закос под любовь. В текстовках - полное следование традициям японских альтернативных рок-групп начала девяностых: чем петь о лямурах, лучше споем о еде, спорте и погоде. Впрочем, как это обычно бывает, Минекава кое-где сбивается на совсем уж формальные, и потому несколько занудные эксперименты. Кстати, в работе над диском принимали активное участие музыканты "DJ Me DJ You" (об их сольной работе см. ниже) и японский гуру Корнелиус.
DJ ME DJ YOU
"SIMPLEMACHINEROCK" (Emperor Norton Records)
Обычная работа умных роботов: компьютерный рок. Под псевдонимом "DJ Me DJ You" скрываются музыканты на все руки Крэг Борелл и Росс Харрис - те, что участвовали в очень странном электронном проекте под названием "Sukia". Музыку этого проекта можно сравнить разве что с воздушным сном под парами эфира: в голову лезут обрывки звуков, мыслей, чьи-то дурацкие шуточки, цитаты из классики да шелест детских погремушек. В общем, разная незабываемая ерунда. "Simplemachinerock" - коротенькая, в двадцать минут, пластиночка, построенная ровно по тем же принципам: словно кто-то решил сыграть саундтрек к "Космической Одиссее" Стэнли Кубрика, пользуясь ситаром, металлофоном, сэмплером и дуделкой "уйди-уйди". Викторина на фоне медленного бита: кто там сказал "мяу", откуда этот оркестровый проблеск, из какого сора выкопали диалог: "Вам нужно принять лекарства - Спасибо, сестра". Легран и Coldcut в одном флаконе. Высокотехнологичная, абсолютно японская по духу запись, и очень, что называется, groovy (в русском аналогов, к сожалению, нет).
UNITED FUTURE ORGANISATION
"BON VOYAGE" (Mercury Records)
Тоже японский проект, один из самых известных и раскрученных (не путать со старой командой "U.F.O."). Эрзац-джазок по-нашенски. Три веселых друга берут свое там, где видят свое: французский шансон, макаронная частушка, а больше всего - шпионские фильмы семидесятых. Их предыдущий диск вообще слушался как один сплошной саундтрек к бондиане, по-своему, впрочем, понятой. Этот же поразнообразнее - правда, и послабее. Вовсе беспринципная эклектика все же воспринимается не так хорошо: словно забрел в лавку старьевщика, помешанного к тому же на комиксах и славных свингующих временах. Впрочем, им по-прежнему удается писать песенки, сделавшие бы честь Ширли Бейси, и выкапывать откуда-то вокалисток с архивными тембрами и ретро-интонациями. В своем жанре "United Future Organisation" достигли похвального совершенства, однако если они продолжат в том же духе, придется обратить свой взор куда-нибудь еще.
INNERZONE ORCHESTRA
"PROGRAMMED" (Mercury Records)
Триумфальный сплав истинного техно и современного джаза. "Innerzone Orchestra" - проект Карла Крейга, техномузыканта из первой лиги. Один из самых высокооплачиваемых диджеев и продюсеров слил органику с неорганикой в едином тигле. Здесь жесткий компьютерный бит играется вживую, а клавиши программируются, бибоп перетекает в хей-хоп, а гулкий саунд детройских окраин - в фиоритуры, достойные Майлза Девиса. Есть вязкий эмбиент с вперемешку с фри-джазом, есть какие-то тягучие скрипки в небесах с брильянтами и даже старый танцевальный хит Крэйга "Bugs in the bass bin", переигранный заново - практически в акустике. Весьма разноплановая по стилю и цельная в изначальной концепции работа. Пластинку эту превозносят нынче все и вся: в кои-то веки кому-то удалось внятно продемонстрировать новые горизонты - как для техно, так и для джаза. Колтрейн, запивающий апельсиновым соком аккуратную таблетку экстэзи - так примерно выглядят картинки с крейговской выставки. Однако ради справедливости стоит признать, что карловы достижения, при всей их несомненной ценности, грешат порой и чрезмерной затянутостью, и некоторой заумью, и отсутствием того, что критики любят называть драйвом. Впрочем, если вспомнить, на чем Крэйг заработал свой первый миллион (или сколько там) - а была это весьма однотипная и совершенно прикладная музыка для ног - то претензий не будет вовсе.