Алексей Мунипов: Губин тохтамыш
LES NEGRESSES VERTES
"TRABENDO" (Virgin)
Плод совместного сотрудничества одной из самых приметных французских команд и ди-джея Howie B (некоторое время назад - штатный DJ группы "U2", владелец успешного лейбла неглупой электроники "Pussyfoot records", звезда, умница). Ничуть не ремиксы - Howie B на время стал шестым членом группы: саунд, аранжировки, идеология и Бог знает еще что - на его совести. В результат сложно поверить. Колледж-фолк, шансон, гармоника и трубы отправились в бесконечный трип. Трип - туда, хоп - обратно. В томным сэмплах увязли привычные уху мелодии, легкое грассэ, переборы на акустической гитаре, аккордеон. Звук стал отменно модным, модным, модным - и совершенно эмбиентным, пригодным скорее для ванных комнат, будуаров и летних шатров, чем для танцплощадок и студенческих вечеринок. Задор дешевых пабов, меблированных комнат, фолка а-ля "The Pogues", многодневных загулов исчез безвозвратно. LNV в электронике - в чужом пиру похмелье. Это другой, совсем другой продукт, но сказать о нем что-либо дурное не представляется возможным. Впрочем, "Les Negresses vertes" никогда не чурались электроники (хоть и никогда не занимались ею сами) - стоит вспомнить старый сборник "10 remixes", где за весельчаков брались с пристрастием иные звезды: "Massive Attack", William Orbit (работавший с Мадонной над ее последним альбомом), Norman Cook (он же Fatboy Slim) и прочие. Но работа Howie B, как уже было сказано, отличается от них кардинально: там танцы, музыка для ног, прикладной формат - тут чил-аут, полумрак. Чашка с теплым.
"FIGHT CLUB" Soundtrack (XX century Fox)
Всю музыку к нашумевшему фильму "Бойцовский клуб" написал дуэт удачливых саундпродюсеров "Dust Brothers". Они работали с "Beastie Boys", "White Zombie" и певцом Беком, ваяли ремиксы тоннами, заработали денег и славы, но сами, как ни странно, не выпустили ровным счетом ничего. Так что этот диск неожиданно оказался их первым альбомом. Самое главное: в данном случае саундтрек без фильма - деньги на ветер. С музыкальной точки зрения никакой особой ценности он из себя не представляет. Мрачноватый даб, электро, трип-хоп, etc., тугие басовые ходы плюс перкуссия да жужжание, изредка - странные мелодии и жесткие ритмы. Все. Пятнадцать треков с говорящими названиями ("В поисках бомбы", "Что такое "Бойцовский клуб", и т.д.), в каждом из которых - нанизанные друг на друга отрывочки, длящиеся минуту максимум. Можно послушать диск с любого места и получить адекватное представление о всей пластинке. Идеальное сопровождение для мужского медитативного мордобития, анархических монологов, стрельбы, шпионажа. Если вы намерены развлечься чем-нибудь из вышеперечисленного - милости просим. Предупреждение: отличной песни, звучащей в конце фильма, на диске нет - многие порываются купить диск из-за нее и жестоко разочаровываются впоследствии. Песня носит название "Where Is My Mind", авторы -- небезызвестная группа "Pixies", а в картине использовали кавер-версию в исполнении Нади Сёрф, на дебютном альбоме которой ее и можно обнаружить.
KHANCI DOS
"BI GRANICA" (Periferic Records)
На прошлой неделе в Москве случился неожиданный обвал цыганской музыки: в ГКЦЗ "Россия" прошел мощный фестиваль, в клубе "Дом" - альтернативные джипси - посиделки. Все желающие смогли убедиться, что цыганщина не всегда равнозначно пошлятине, это не только романсы, "Бамбалео" и шмель на хмель. Невероятная пластинка цыганского коллектива из города Будапешта - лучшее тому доказательство. Продвинутые черноголовые братья жгут, жгут и гуляют по полной, тут ходит левая нога и ходит правая нога - ведущий инструмент, к счастью, не скрипка, а гитара, много перкуссии и симпатичная вокалисточка. А в нескольких треках обнаруживаются неожиданные эксперименты: соло на электрогитаре, джазовые проблески и ритмы неизвестного происхождения. Половина песен тарахтит на какой-то немыслимой скорости - так обычно играют панки и сёрферы, и то на больших попойках, но потом обнаруживаются и баллады немыслимой красоты. В их числе и знаменитая "Эдерлези", заглавная песня из одноименного фильма Эмира Кустурицы - только здесь она поется на цыганском. В России такой цыганской музыки не услышишь, как не ищи. И немудрено, с такими-то представителями: чуть ли не самый прославленный наш коллектив жил по соседству со мной и еще в советское время прославился тем, что завел в типовой квартире зеркальные потолки и бассейн. Бассейн потом благополучно провалился. С тех пор в этом доме цыганскую музыку не любят.
"ТАТАРЧА РУС ХИТЛАРЫ" (Star records)
В репертуаре певца Сюткина есть цирковой трюк: песня "Постой, паровоз" на татарском языке. Все неизменно смеются. И вправду смешно - так же, как и знаменитый лозунг "Ленин кыш, Ленин мыш, Ленин тохтамыш". Вообразите же, что в продаже появился вот какой сборник: хиты нашей эстрады, исполненные один-в-один, но только на татарском! "Кышлар-Салкыннар", например, это губинская "Зима-холода". "Неием Минем" - "Крошка моя". Есть также "Тополиный Пух", "Отшумели летние дожди", "За розовым морем" и прочее, а главный хит - песня "Ты уехал прочь на ночной электричке", в которой слово "электричка" переводу не подлежит, равно как и "вокзал" и "сигареты" (всех этих слов в татарском нет, выходит). Самый неожиданный эффект: в таком виде они значительно лучше оригинала. Держись, Москва: я видел уже три таких сборника. Одни названия чего стоят: "Татар-Дэнс-Хитлары. 100% Каеф" или "Болай Да. Була Икен".