Алексей Мунипов: Техника на службе фантастики
SOFA SURFERS
"CARGO" (Klein records)
Альбом группы "Sofa Surfers" - подлинный сказ о том, что снится по ночам добропорядочным штольцам. Отчаянно темная сторона немецкой луны, запечатленная усидчивыми исследователями. Скоромные наблюдения, по-фрейдистски въедливые, отвязаться от которых сложно, а вникать - бесполезно. Музыка "Sofa Surfers" - гулкий и неуютный подвал, где каждый звук осыпается дробью невидимых камешков, а к тяжким нотам присовокупляется добротное плотное эхо. Другими словами, электронный даб и поминки по усопшим гауляйтерам. Но и не только: проглотив горькую облатку нездешнего цинизма, обнаруживаются иные, подозрительно живые красоты: скажем, нервный войлочный джаз в духе какого-нибудь "Red Snapper" с упругим басом и ударными, которые молотят как попало, не разбирая правых и виноватых. По мне, так лучше бы они и продолжали в том же духе - но, что нам хорошо, немцу, быть может, попросту скучно.
"SONGS FOR JET SET. VOLUME 2" (Jetset records)
Сборник мало кому ведомых коллективов со смешными названиями: фигурируют "Tomorrow's world", "Death by chocolate", "Loveletter", "Milky", "Kim & co" и "Wallpaper". Развеселые донельзя песенки в духе ранней психоделии, сыгранные нынче и теперь: дешевые откровения электроорганов, плюмкающий звук электрогитар. Легкая музыка в исполнении одноклеточных. Порочные красотки-тростиночки-твиггиз и холеные арийские дивы. Все донельзя живое, искреннее, фоновое, сентиментальное - будто на мосту через Совиный ручей устроили дискотеку и пищат хором "Хиппи-хиппи-шейк". "Songs for jet set" - уже второй сборник из этой серии. Первый был, вообще говоря, на порядок лучше - но сиквелы и впрямь редко превосходят оригиналы. Одна из песенок написана вездесущим (и гениальным) графоманом Момусом - говорит о многом. Вообще же - хочется встать и выйти.
KOHANN
"MIL BED" (Warner / Союз)
Все это мы слышали, и не раз, а уж много-много раз. Симпатичная девушка с нежным, и вполне сильным голоском, поет, а мастеровитые аранжировщики выдают на-гора ворох модного электронного звука. Поп-музыка нового времени часто похожа на Бьорк и "Garbage", и тянется к трип-хопу как к единственному оружию и последнему аргументу. Отличие "Kohann" от коллег по жанру в том, что поет она на редком бретонском наречии, что распространен в западных провинциях Франции. Более ни в чем - но и этого оказалось достаточно для того, чтобы с неизвестной никому командой подписало контракт новое французское отделение крупнейшей корпорации Warner - "Sonj". Этого, как ни странно, оказалось достаточным и для того, чтобы пустотелый по сути проект обрел вполне оригинальное звучание - прослушать диск "Mil bed" можно и не по одному разу, и с удовольствием. Некоторые вещи и просто очень хороши, остальные, как минимум, не вызывают раздражения.
MALCOLM MCLAREN
"PARIS" (World Attractions)
Ставшая уже классической энциклопедия французской жизни от Малколма Макларена - того, что открыл миру "Sex Pistols". Джаз, Майлз Дэвис, Соня Рикель, Эрик Сати и Серж Гинзбур, "Je t'aime… moi non plus", Жюльет Греко, и Франсуаза Харди, и Катрин Денев. Перекрестки, перекрестки, черный кофе, арабские кварталы, негры и одинокая перкуссия, рассыпавшаяся мелким бесом по закоулкам. Здесь поет Амина, и Катрин, и Франсуаза. Эпик "Paris, Paris" вы наверняка слышали, даже не зная, кто таков, в самом деле, Малколм Макларен - великий комбинатор, умница, мужчина с уставшим лицом, до крайности похожий на солиста группы "Мегаполис" Олега Нестерова.
Этот гениальный - без натяжек - альбом, вышел не вчера, конечно. Не грех его прослушать еще раз: сразу ясно, откуда растут ноги, скажем, у нынешнего Стинга, плеяды "Энигма"тичных имбецилов и много еще у кого. Но речь о специальном издании, в котором собственно к альбому добавлен бонус-диск. "Джазовые и эмбиентные версии треков с альбома", сказано в рекламной нашлепке на обложку. Что неправда, или почти неправда: какой уж тут джаз и уж тем более эмбиент. Скорее - краткое содержание предыдущих серий, изложенное для непонятливых простаков, попурри на заданную тему в формате чуть более танцевальном. Все девять вариаций писаны самим Маклареном, и его работа - просто взгляд с другой точки. Небанальная геометрия, мир изломанных радуг. Некоторые технические приемы с позиций сегодняшних кажутся чуть наивными и устаревшими, но что с того? Техника здесь лишь на службе фантастики.