Алексей Мунипов: архив - том 34
THE ATOMIC FIREBALLS
"TORCH THIS PLACE" (Atlantic)
"3 TO TANGO" SOUNDTRACK (Atlantic)
Сразу две пластинки первосортного нео-свинга. Поветрие, уже год как модное на Западе, докатилось и до России. Аккурат в апреле 1998 года на ТВ появилась новая реклама джинсов Gap - толпа симпатичных юношей и девушек в рекламируемых штанишках цвета хаки отплясывала весело и бодро под новую версию немудреного свинга "Jump, Jive an' Wail". Публика отчего-то восприняла это как руководство к действию - музыка, популярная лет пятьдесят назад, внезапно появилась в чартах "Биллборда". Курсы, на которых обучают правильным ужимкам и акробатическим прыжкам, немедленно пошли в гору. Групп развелось невероятное количество. Нео-свинг к главной своей составляющей прибавил корневой рок-н-ролл, джамп-блюз и чуть ли не панк в некоторых случаях. Непременная духовая секция, небывалое количество участников - доходит до шестнадцати человек. "The Atomic Fireballs" - одна из самых заметных команд нового поветрия. Второй по счету альбом выпущен на легендарном лейбле Atlantic - говорит о многом. Атомные свингеры выделяются прежде всего вокалистом - голосина у него просто невиданная. Бритый налысо негр с повадками Остина Пауэрса (или Скримин Джей Хоукинса) - мотор коллектива. Словно Луи Армстронг плюнул на то, как прекрасен мир, и пустился во все тяжкие. Быстро, быстро, еще быстрее, быстро, как только возможно - и еще быстрее. Басу позавидовала бы любая рокабильная команда. Тексты немудреные, да и музыка, в общем, тоже. Исключительно прикладной формат: танцы до утра. Для более пристального знакомства с подобной музыкой прекрасно подходит саундтрек к пресной романтической комедии "3 to tango" (русского названия нет пока, и переводить не берусь - прокатчики все равно по-другому выведут). Здесь все без исключения звезды нео-свинга: "Brian Setzer Orchestra", "Big Bad Voodoo Daddy", "Cherry Poppin' Daddies", "Indigo Swing", "Mighty Blue Kings". Есть любимые лично мной Squirrel Nut Zippers - их хмельной диксиленд вечно отдает каким-то совершенно гоголевским сарказмом (особенно если вчитаться в тексты). Присутствует и "Royal Crown Review" - на эту группу в особенности делает ставку российское отделение корпорации "Warner", раскручивая нео-свинг как "самый горячий хит сезона". В довесок добавлен забавный ретро-хип-хоп "Goin' Out Of My Head" и парочка баллад.
АХИ-ВЗДОХИ
"100% ДУРА-ДУРОЙ" (Союз)
ДИСКОТЕКА АВАРИЯ
"ПЕСНЯ ПРО ТЕБЯ И ПРО МЕНЯ" (Союз)
Фирма "Союз" не выпускает хорошей музыки. Но иногда выпускает музыку дрянную настолько, что про нее так и тянет написать и даже поставить киношный значок "класс Б". Упомянутые выше пластинки - творчество провинциальных недорослей из популярной серии "играй, гормон". "Ахи-вздохи" в особенности - школьники из города Саратова поют про секс, малолеток и пацанов. Раньше такие песни лабали в каждом ПТУ, теперь шестиструнки поменяли на Roland'ы и Пентиумы и делают танцевальные версии, а также и ремиксы. Выразительные физиономии ребятишек, благодарности администрации ДК "Саратовстекло" и директору школы №57 - этим трогательным подробностям противопоставить решительно нечего.
ROBBIE WILLIAMS
"SING WHEN YOU'RE WINNING" (Chrysalis Records)
Есть какая-то свирепая усмешка судьбы в том, что из всего состава Take That в люди выбился только Робби Уильямс - некогда самый сладкий и самый гадкий из этой мальчуковой братии. Его товарищ по бойз-несчастью Гари Барлоу тоже попытался сотворить себе приличную сольную карьеру, но никому так и не пришелся ко двору (во всем мире нашелся, кажется, только один человек, искренне полюбивший ватные песенки этого сиротки - Отар Кушанашвили). Уильямс же идет по жизни маршем, выпускает уже третий альбом и рецензию на него писать вовсе не так противно, как ожидалось: кажется, английский красавчик и впрямь умнеет, учится писать песни и даже слагать нетривиальные для этого жанра стихи. Чудес не бывает, и здоровая закваска Take That вполне ощутима в каждой, почитай, второй композиции: если баллада - то со слезой, если боевичок - то сразу на танцпол. Но нарядной разносортице диска можно только позавидовать: MTV-шный хит "Rock DJ" соседствует с вольной версией "I will survive", а та, в свою очередь, прислонилась к дуэту с Кайли Миноуг, сработанному в старомодном джексоновском стиле. Завершается альбом не чем-нибудь, а натуральным кантри "Road to Mandalay". Отдельно хочется отметить совершенно сорокинский клип на "Rock DJ": Робби, отдирающий от себя увесистые шматки мяса на потеху восхищенным девочкам, Робби в роли бесстыжего человечка из анатомического словаря - это, конечно, откровенная удача.
NATALIE OREIRA
"TU VENENO" (BMG Argentina)
Орейра - самая, говорят, популярная певица в Аргентине и Уругвае. Типаж наподобие Дженифер Лопес: молодая, симпатичная, выдает привычный latino коктейль, усредненный до уровня тамошнего MTV. Но делает это заметно лучше Лопес, которая, кажется, до сих пор не знает, куда ей податься, и нетерпелива настолько, что умудряется в размеренную песню всунуть инородный танцевальный кусок, не трудясь даже объяснить, зачем ей это понадобилось. Орейра - другое: заглавная песня хороша без всяких скидок на требования жанра - задорный драм-н-бейс с местным колоритом, и стоит дюжины Лопес разом. К сожалению, все остальные композиции даже близко не дотягивают до уровня этой вещицы, и похожи скорее на воображаемое творчество Софии Ротару, если бы ей вдруг вздумалось взяться за ум и нанять понимающих саундпродюсеров. В качестве поучительного примера для наших ленивых поп-звезд - как сделать нечто, похожее на конфетку из дурного, бросового материала - Орейре нет равных.
MATCHBOX 20
"UGLY SEASONS" (Atlantic)
О'кей, это очень модная пластинка, да. У нее отличное оформление, верно. Она вылезла на первые места в хит-парадах, точно. Наконец, эту группу вроде бы безумно любит Земфира, что для вас, дорогие читатели, должно иметь особое значение. В общем, я все пытаюсь оттянуть время, но сказать придется: дрянь пластинка, пшик, чепуховина. Сладкая и гадкая гитарная музыка а-ля Робби Уильямс на отдыхе. Matchbox 20, вообще говоря, многие считают сейчас самой популярной штатовской рок-командой - их дебютная пластинка, скажем, продалась тиражом в 14 миллионов экземпляров, они безвылазно сидят во всяких Top 40, крутятся по радио, они два года ездили с концертами по стране и миру и вот, наконец, выпустили второй альбом, который продается, как горячие пирожки - повлиял, конечно, и успех сантановского хита "Smooth", который для старика написал как раз вокалист "Matchbox 20", Роб Томас. "Квинтэссенция всего отвратительного, что есть в американской популярной музыке", резюмируют сердитые критики из "New Musical Express". "Они в формате, они в радиоэфире, их можно слушать детям… Эй, парни, а вот в Британии вы никому нахер не сдались!". В России, надеюсь, тоже.
MUSE
"SHOWBIZ" (Maverick records)
Это, без дураков, чуть ли не самая сильная гитарная пластинка, слышанная мной в этом году. Muse, новый британский коллектив, чаще всего сравнивают с Radiohead образца "OK Computer", и не без оснований - ноет гитара, гудит барабан, а вокалист один-в-один копирует печальные рулады Тома Йорка. Но что ж плохого в том, чтобы быть похожими на "Radiohead"? Это просто означает - очень хорошо, слишком хорошо. Недаром их первый альбом вышел на престижном лейбле Мадонны Maverick records. А британские, при этом, группу отвергли, посчитав вторичной, и напрасно - ребята вполне интересны и достаточно индивидуальны, а несколько треков с этой пластинки даже и "Radiohead"заткнут за пояс - особенно хорошо пронзительное чуть ли не танго "Uno".
НОЖ ДЛЯ ФРАУ МЮЛЛЕР
"МЕЧТЫ ТРЕТИЙ СОРТ" (Лёгкие)
Заслуженные деятели задорного easy listening'а вышли в народ. Эта питерская команда стала первым клиентом нового лейбла Олега Нестерова "Лёгкие", на котором теперь будет выходить исключительно радостная электроника. Композицию "Лучшая девушка в СССР" уже крутят по радио, на нее даже снимают клип. Популярными они, скорее всего, не станут, но уж модными - непременно. "Мечты третий сорт" - третья пластинка коллектива, и в ход идут все те же приемчики: надрать побольше самых фривольных и дурных сэмплов из старых советских кинофильмов и радиопостановок, ссыпать в кулек и поплевывать во все стороны. Это всегда было не вполне музыкой, скорее - утонченной клептоманией, и пластинки "Ножей" скорее напоминали перенасыщенный деталями коллаж. Но, к счастью, на новой пластинке музыки больше, а хиханек меньше. Получился такой угловатый, иногда пугающий, а по большей части - гиперзажигательный кукольный сёрф, хэй-хоп и трям-н-бейс.
GUS GUS VS. T-WORLD
Грандиозное надувательство. К исландской группе Gus Gus этот диск имеет весьма опосредованное отношение: на самом деле, здесь собраны старые вещи двух участников проекта, диджея Херба Леговица и программиста Бигги Веира, выпущенные с 1992 по 1995 под псевдонимом T-world. Группы Gus Gus, как вы можете догадаться, тогда и в помине не было. А что было? Транс был и дрим-хаус. Вот они-то, родимые, здесь и присутствуют - причем далеко не лучшего качества. Пластинка устарела настолько, насколько вообще возможно. Серая всепроникающая скука, без вариантов.