Алексей Мунипов:
Последний коктейль
UTE LEMPER
"PUNISHING KISS" (Decca record)
Что: обратная сторона любви
Подробности: С некоторым опозданием рецензируем один из самых значительных дисков уходящего года. Уте Лемпер - блистательная немецкая певица из серьезных, возможно, новая Марлен Дитрих. Начинала в мюзикле "Кошки", исполняла песни Курта Вайля и Эдит Пиаф, сотрудничала с Майклом Найманом и Филиппом Глассом, снималась у Гринуэя в "Книгах Просперо" и, кстати, у Дыховичного в "Прорве". "Punishing Kiss" - альбом, где Уте поет песни культовых песенников двадцатого века: Ника Кейва, Тома Уэйтса, Элвиса Костелло, Скотта Уокера и Нейла Хеннона из "Divine Comedy". Есть также мрачноватый романс от Филиппа Гласса и танго Курта Вайля из брехтовской "Трехгрошовой оперы", спетое дуэтом с тем же Хенноном. Уте говорит: "Песни этих авторов напоминают мне немецкое кабаре времен Веймарской республики, и также французский шансон. Это и есть современное кабаре - страстное, театральное". Трагические оркестровые аранжировки и подлинно арийское чувство стиля. Неземной красоты музыка: над всей Германией безоблачное небо.
Рекомендуем: если перечисленные персонажи вам знакомы - берите, не раздумывая.
FLANGER
"TEMPLATES" (Ninja Tune)
Что: искусство нового джаза
Подробности: Боюсь, джазмены не оценят этой блистательной пластинки, они ее попросту не заметят, хотя по форме это самый настоящий "кул-джаз" с отчетливой примесью латино - вибрафон солирует практически в каждом треке, есть даже кавер известной вещи Майлза Девиса "So what". По форме, но не по сути: практически все партии, что кажутся тут сыгранными вживую, на самом деле сэмплированы, то есть каждая композиция кропотливо собрана на компьютере из крохотных кусочков, смешана с живой импровизацией, и затем уж помещена на компакт-диск. Сложнейший и кропотливейший подход, начисто стирающий разницу между электронной и живой музыкой. По крайней мере, один из участников дуэта "Flanger" Уве Шмидт, известный также под псевдонимами Atom Heart и Senior Coconut, отказывается называть ее электронной - вот как цитирует его "Немецкая волна": "Сказал бы ты, что современные Gun'n'Roses или, скажем, Ленни Кравиц - это электронная музыка? Нет, их по-прежнему называют роком, хотя они делают то же самое, что и я в своей студии. Сейчас все сэмплируют свои студийные сессии; если происходит какая-то ошибка, то она исправляется на компьютере, никто ничего вживую не перезаписывает. Записанный материал помещают в семплер, после чего из заготовленных фрагментов собирают окончательный продукт. Точно так же работаю и я". И что теперь делать нам, критикам?
Рекомендуем: любителям электронной музыки - для первого знакомства с джазом; джазменам - для знакомства с электроникой. Есть вероятность, что понравится и тем, и другим.
НАЙК БОРЗОВ
"СУПЕРМEND" (Легкие)
Что: переиздание дебютного альбома, улучшенное и дополненное
Подробности: Найк Борзов неожиданно оказался самым успешным артистом на молодом лейбле "Снегири" - тираж его дебютной пластинки допечатывался несколько раз. Когда все запасы были в очередной раз распроданы, Борзов вдруг решил не просто шлепнуть еще один тираж, а выпустить этакий модернизированный вариант, в котором, помимо известных треков, появились бы и некоторые новые. В результате к девяти оригинальным песням добавилась одна совершенно новая ("Ссора", довольно смешная), популярная "Лошадка", которой на "Супермене" не было, и аж семь ремиксов и всяко-разных версий. Борзов уверяет, что таким образом устранил извечную оппозицию "электронное-живое". На деле - ничуть: песни симпатичные, а ремиксы совершенно безжизненные. Лучший (по задумке) сделали из "Лошадки" "Виды рыб": получилась натуральная румба с одним, но весьма существенным изъяном - с мелодией "Лошадки" она не вяжется принципиально, и все вместе звучит крайне фальшиво. На диске помещена живая версия, записанная вместе с трубачом Петром Тихоновым в клубе "16 тонн"; Найк мужественно пытается попасть в тональность, но безуспешно. Манеру игры трубача он в комментариях называет "психоделичной": психоделичность эта, вероятно, заключается в счастливом даре не совпадать ни с Найком, ни с "Видами рыб".
Рекомендуем: разве что коллекционерам и ярым поклонникам "Лошадки". Остальным лучше купить оригинальный вариант "Супермена": там тоже были ремиксы, и они гораздо лучше этих.
SECOND HAND BAND
"DROPS" (Monoscript records)
Что: солнечная музыка из каменного Питера
Подробности: Трио из города на Неве успешно доказывает, что и у нас умеют писать задумчивую электронику с густейшим басом и раскованной гитарой; умеют работать со звуком, курить, глядеть на звезды, импровизировать на давным-давно заданные темы и вплетать в абстрактную смесь трип-хопа и даба этнические мотивы - тут, конечно, сказалось появление в группе Игоря Гоцманова, который по выходным крутит фолковые пластинки в клубе "Китайский летчик". Получился этакий сборник колыбельных для негритенка Джимми. Беда в том, что название у группы чересчур честное - это действительно весьма подержанная музыка, местами граничащая с откровенным дурновкусием (это когда пишут композицию про городские джунгли и запихивают в нее идиотские сирены и вопли "shit" и "fuck"). Диск "Drops" отменно сделан, но начисто лишен хоть какой-то индивидуальности и к тому же чересчур эклектичен: видно, что музыканты воспользовались свалившейся с неба возможностью выпустить альбом (появился бескорыстный филантроп Джеймс Макнолти, помогающий русским талантам) и запихали туда все, что успели сочинить, включая и самые посредственные опыты.
Рекомендуем: показывать друзьям из-за рубежа - и такую музыку у нас тоже пишут. Главное - не ставить диск полностью.