Алексей Мунипов:
Корни
"GIFTED. WOMEN OF THE WORLD"
(Realworld records)
Вообще этот диск, выпущенный на популярном этнолейбле Питера Гэбриела, задумывался как рекламная акция парфюмерной фирмы Cacharel, приуроченная к выходу новых женских духов "Noa". Фирма заказала английской поэтессе Аните Десаи поэму о женщинах - тех, что тихо прядут свою пряжу, ходят за водой и держат небо на худеньких плечах. Та написала. И девять певиц со всего света, вдохновившись стихами, записали альбом о том, как нелегко быть женщиной и как приятно, а заодно о бенгальском ветре, перуанских закатах, о сиренах и мужчинах. Имена все неизвестные, трудно запоминаемые - Ассита Мама Кейта, Элефтерия Арванитаки и Шрути Садоликар среди прочих, но это и неважно. Лучше всего не знать предыстории и просто слушать диск: двенадцать песен из Индии, Мали, Перу и Тибета, не говоря уж о Греции да Испании, получились безусловно славными: тонкая грань между тысячелетними напевами и современными технологиями соблюдена безукоризненно (за исключением разве что первой песни, составители сборника вообще не хотели ее пускать в этот закрытый клуб, но выпускающая фирма Virgin настояла). За дверью с надписью "Только для женщин" действительно царство запахов: эта песня словно розовое масло, та как мускус, есть амбра, базилик и пачули. Фирма Cacharel должна быть довольна.
ИННА ЖЕЛАННАЯ И FARLANDERS
"MOMENTS" (Greenwave records)
Инна Желанная - лучшая наша этнопевица, и в Москве ее встретишь нечасто: заграничные гастроли занимают львиную долю времени. Диск "Moments" записан во время тура по Германии, живьем, на концертах. Поверить сложно: такого качества иные наши музыканты и в студии никогда не могут добиться. Недаром авторитетный журнал Folkworld поместил концерты Желанной и ее группы "Иноземцы" в десятку лучших мировых выступлений 1999 года. "Moments" - это мощный и очень зажигательный русский народный фанк, обрядовые и плясовые, сыгранные с боевой ритм-секцией, ловко и басовито. Старые песни Желанной здесь тоже есть, но в новых аранжировках, и слушаются потому куда убедительнее.
ОЛЕГ СКРИПКА
"LIVE IN KIEV" (Gala Records)
Сольный альбом Олега Скрипки, вокалиста группы "Вопли Видоплясова", - это живой концерт, сыгранный под баян в Киевском политехническом институте. Кроме баяна, Олег аккомпанирует себе на гитаре и даже единожды дует в дуду. На трех песнях ему помогает ансамбль песни и пляски Минобороны Украины, остальные он поет сам, без ансамбля. Поет вот что: "Summertime", "Постой, паровоз", "Гоп-стоп", "Я прошу" из "17 мгновений" - все на украинском, английском и французском. И балладу про то, как в весеннем лесу пить березовый сок. Плюс песни "Воплей", разумеется. Эффект - невообразимый: когда надоевшая всем и каждому песня "Танцi" исполняется под аккомпанемент детского синтезатора "Casio" и плохо настроенной гитары, хочется вскочить и заорать: "Что ж вы, Олег, делали раньше?" Весь этот унылый краковяк-рок в сопровождении одинокой гармони внезапно преображается самым чудесным образом: только так его и надо исполнять. Прибавьте неотразимые комментарии Скрипки: "Як учую звуки джаза, весь падАю я в экстазе!" (перед Гершвиным), "Отож сеанс экспериментальной музыки хип-хоп!" (перед "гоп-стоп") и так далее. Получился несомненно лучший диск Скрипки.
"MALER И Я"
А вот дебютный альбом группы "Maler и Я", сольный проект музыкантов Инны Желанной: участвуют Сергей Клевенский (жалейки и сопелки), Павел Тимофеев (барабаны) и Илья Хмыз (звукорежиссер "Иноземцев"). Если предыдущий диск стоит рекомендовать всем и каждому, то этот - по совести - не порекомендовал бы никому. "Малярия", как ее часто произносят, пытается записывать развеселую танцевальную музыку с этническим отливом, что-то вроде "Ивана Купалы", только чуть серьезнее, но не выходит, увы, ничего хорошего: очень грузная, репетитивная, совершенно незапоминающаяся иноходь, и даже стародавние мелодии и веселушные посвисты картины не спасают. Все же современная электроника не так проста в обращении, как, может быть, кажется со стороны, и потому даже подкованные в технике люди (а Илья Хмыз - парень очень башковитый) зачастую терпят неудачу.