DIVINE COMEDY
REGENERATION (EMI)
Охочие до мистификаций пираты вполне могли бы выдать этот диск за новый, неизданный еще альбом "Radiohead": временами очень похоже. Все те же мерцающие полотна, приправленные хрупкой электроникой, колеблющийся, словно язычок пламени, вокал и
свербящие сказки о Внутренней Монголии и Небесной Голландии. Песня же "Lost Property" и вовсе до крайности напоминает блаженной памяти "Exit Music (For a Film)". Что, впрочем, и неудивительно: звук на альбоме выстраивал мастеровитый звукорежиссер "Radiohead" Найджел Кодрич (его даже называют шестым членом группы), и за "Regeneration" он взялся сразу же после того, как закончил работу над "Kid A". Однако те, кто считают последний альбом "Radiohead" авангардным жестом, заумнее которого ничего быть не может, пластинкой, указывающей рок-музыке новые горизонты и проч., проч., будут весьма удивлены высказываниями основателя "Divine comedy" Нейла Хэннона по поводу своей новой работы: мы, мол, решили опроститься, сделать что-нибудь легкое, хватит концептуализма, надоело. Ведь, в отличии от Йорка и компании, начинали они не с гитарных боевиков, а с куда более сложной и манерной музыки, которую критики прозвали барокко-поп: "Divine Comedy" гастролировали с взаправдашним оркестром, сотрудничали с Майклом Найманом и оглядывались не на "Битлз", а исключительно на Курта Вайля, Жака Бреля и Скотта Уокера. Теперь же эта регенерация X возжелала денег, славы и всенародной любви, и нет причин сомневаться, что так оно и выйдет: "Regeneration" выпущена крупным мейджор-лейблом (в отличии от всех предыдущих работ), и диск этот можно не шутя назвать первым претендентом на звание "лучшего альбома 2001 года". (©журнал "Афиша")
LE HAMMOND INFERNO
"MY POLITICAL DANCE ALBUM" (Bungalow Records)
Два диск-жокея из "Le Hammond Inferno" более всего известны как отцы-основатели культового немецкого easy-лейбла "Bungalow Records" и первейшие проповедники лаунж-идеологии в Европе. При такой занятости, ясное дело, не до грибов, и потому дебютный альбом славного дуэта вышел только сейчас: сперва, как и положено, в Японии, где на лаунж и клаб-поп невероятный спрос, затем в Европе. По части веселейшей танцевальной музыки Le Hammond Inferno убирают всех конкурентов одной левой, причем буквально - оба они левши. От этой обезумевшей, сверхбодрой напасти с несуразными припанкованными гитарками встанут на уши даже посетители клуба "Гнездо глухаря". Особенно хорош увесистый, мясистый "Herbert" (названный, вероятно, в честь известного популярного диджея Мэттью Херберта), и развязный мужской гимн "Speech defects", спетый к тому же по-японски. Но рядом со своеобычным биг-битом в духе лучших вещей Groove Armada, рядом с заполошным хаусом имеются и спокойные, хоть и заковыристые песни, годные для домашнего прослушивания. Кроме того, первый трек можно использовать как хрестоматию для начинающего диджея: механический голос на протяжении минуты перечисляет все самые модные рекорд-лейблы по обе стороны Атлантики. Будьте внимательны: список начинается сразу после слов "Найти и уничтожить следующие объекты:...". (©журнал "Афиша")
ORB
"CYDONIA" (Universal Island)
Выйди эта пластинка в 1992-м году, стала бы событием года. В 1995-м ее б сочли чуть устаревшей, в 1996-м охаяли, в 1999-м осмеяли. Как реагировать на такое в году 2001-м? Новый диск легендарной группы ждали три года, фанаты извелись: было время, "The Orb" выпускали альбомы по штуке в год, да еще находили время для бесчисленных ремиксов, сайд-проектов и прочих затей. Теперь же - ни ремиксов, ни звука, ни стона: что там можно делать так долго? Ничего, как выяснилось, существенного: изменения заключаются лишь в том, что от названия группы отвалился определенный артикль, а "Orb" окончательно стал театром одного актера, Алекса Патерсона. И в судьбе его все по-прежнему: сидит сычем в студии и мастерит густой, густейший, многослойный даб, который временами оборачивается совершенной уж поп-музыкой. На редкость много треков с вокалом - две приглашенные певицы, Аки и Нина Уолш, стараются на славу - и, как водится, немыслимое количество самых неожиданных сэмплов, от обрядовых вьетнамских песен до звуковых отрывков из английского телесериала "Randall & Hopkirk (deceased)". Особенно удачно Патерсону удалось вклеить в свои аппликации фрагмент увертюры Россини к "Сороке-воровке". Года четыре назад такую музыку писали все, кому не лень, теперь же застыдились даже самые нерасторопные, и Патерсон неожиданно оказался в выигрышном положении: один в поле воин, и конкурентов нет, как ни ищи. Так изрядно замешкавшийся бегун вдруг обнаруживает себя впереди колонны: просто все успели пробежать лишний круг и теперь дышат в затылок. Самое время наградить его званием "ретро-футурист" и снять с дистанции: надо же и уважение иметь. (©журнал "Афиша")
IAN SIMMONS
"RETURN TO X" (!K7)
Ян Симмондс, музыкант из Брайтона, давно уж задружился с венскими диджеями Крюдером и Дорфмайстером, а теперь вот выпустил пластинку на их фирменном лейбле !K7. Лейбл этот - что-то вроде элитной австрийской кондитерской: здесь выпекают невероятно калорийную и воздушную продукцию, безе да булочки. Славная, размеренная и покойная электронная музыка, та, для которой придумали расплывчатый термин downtempo; идеальное дополнение к интерьерам новейших московских кофеен. В компанию к медлительным венцам Симмондс, с его модерновым, ухоженным электронным джазом, вписался, кажется, с легкостью, но ощущение это обманчиво: "Return to X" - тот случай, когда спокойствие называют убийственным. Словно бы в бабушкино миндальное печенье кто-то бухнул цианида. Это джаз, но какой-то подземный, жутковатый, джаз нуар, одним словом: клавесин, оркестровые вздохи, хичкок на оба ваши дома. Да к тому же плотнейшие басы, от которых у приличного джазмена расстроятся нервы. Диск, вопреки обыкновению, не вызывает особенных музыкальных ассоциаций (ну, разве что "Red Snapper" вспомнится), зато кинематографических - сколько угодно: как раз под такую музыку принято лущить злодеев, бродить по темным переулкам и выискивать поверх голов человека в старомодной шляпе. А если бы бэтмобиль в известном фильме был оборудован хоть какой-нибудь звуковой системой, то "Return to X" играл бы там без остановки. Лучшего сопровождения для ночных прогулок по Готэм-сити просто не найти. (©журнал "Афиша")
JOHN HAMMOND
"WICKED GRIN"
Джон Хэммонд, ветеран блюзовой сцены, поет песни Тома Уэйтса. Проект вроде бы из провальных: многие уж пытались перепеть Уэйтса, да не вышло ничего путного. Есть аж два трибьютных альбома, но слушать их невозможно совершенно: только Скримин Джей Хоукинсу на диске "New coat of paint" удалось записать что-то внятное. Но - удивительное рядом - у Хэммонда получилась блестящая пластинка. Может, потому что Уэйтс сам отбирал песни, продюсировал и крутил ручки на пульте. Может, потому, что проект придумали не клерки от шоу-бизнеса, а жены музыкантов, Марла Хэммонд и Кэтлин Бреннен, за вечерним чаем. А может, потому, что сам Хэммонд - величина вполне равнозначная Уэйтсу: блюзмен и сын блюзмена, истый модернист, прославившийся еще в
начале шестидесятых, народное достояние. В свое время он играл с Джими Хэндриксом, записывался с невероятным количеством музыкантов - почему бы теперь и с Уэйтсом не поработать? Они даже внешне похожи - коренастые мужички с крепкими пальцами и старомодными прическами, один пишет песни, другой их исполняет (исторически сложилось так, что Хэммонд не сочиняет песен сам, а поет чужие). И вот вам ответ на вопрос, что будет, если убрать из уэйтсовых песен всю хрипотцу, циркачество и виртуозные пассажи на пиле. Получился пламенеющий блюз, грозный и увесистый. Суровые соло на гармонике. Удары кнутом вместо метронома. Кровь. Почва. Вуду. (©журнал "Афиша")
BURNT FRIEDMANN
PLAYS LOVE SONGS (Nonplace music)
Немецкий электронщик Бёрнт Фридман (Flanger, Nu Dub Players, Drome), знающий толк в программировании звука, задумал выпустить альбом о любви. "Ритмической поэзией Амура" назвал он свой проект и поехал с переносным магнитофончиком по свету: в Швецию, Германию, Австралию, Чили и Непал. В Париже поэт Блэк Сифичи читал ему в микрофон свой рассказ "Щипцы любви". В Гетенбурге певец Маркус Яан из спид-металлической команды Psycore рассказывал историю бедного клерка, которого бросила подружка. В Кёльне ему играли на гитаре, в Чили выщелкивали сложный ритм, шведская певица напевала что-то бессловесное, а в каком-то придорожном кафе (в Сиднее, в Берлине?) Фридман записывал, как усталый тапер играет грустную полуночную мелодию. Кроме того, на альбоме слышно, как хлопает в ладоши певец Майк Паттон, ревет толпа на парижском фестивале "Интервенция", а в основу одного из треков положено интервью с серийным убийцей Генри Ли Лукасом. "Секс - это неправильно!", объясняет Лукас, убивший, говорят, несколько сотен невинных граждан. Из этих разномастных обрывков Фридман склеил задумчивый и очень красивый альбом, слушать который - как перебирать нетки: после какого-то чуть ли не техно - тот самый, ничем не прерываемый рассказ про щипцы, длящийся семь с лишним минут, а затем джазовая пьеска, пастиш в духе Джими Тенора и все, что угодно. Такое вот настроение любить у человека, что тут поделаешь. (©журнал "Афиша")