Чужие берега

SPOOK AND THE GUAY
"OCHO RIOS" (Virgin)
Что: ска по-французски
Подробности: Если судить по обложке, диск этот - запись очередного кубинского дедушки, которые так хорошо продаются после успеха фильма Вима Вендерса "Buena Vista social club" и одноименной пластинки с саундтреком. На самом деле, "Spook and the Guay" - группа из Тулузы, играющая бодрую, замешанную на ска музыку с непременным влиянием латинских мелодий, реггей и даба - искристая, ничуть не новая, но вполне веселушная. Поют на английском, французском и испанском, говорят, что мечтают походить на Ману Чао. Собственно, в исполнении этого международного разгильдяя мы и узнали всю прелесть новой латинской музыки, хотя мода на нее зародилась как раз во Франции, с групп "Les Negrettes Vertes" и "Mano Negra". Странное дело, в исполнении молодых французских музыкантов румба, сальса и сон действительно звучат чуть ли не убедительней, чем в живом, аутентичном виде - так, как их играют в Испании, Бразилии и на Кубе. И ска у них получается ничуть не хуже, чем на Ямайке.
Рекомендуем: как разминку перед новым альбомом Ману Чао и гастролями в Горбушке ска-патриархов The Skatalites

ЛЕОНИД АГУТИН
"THE BEST" (Real Records)
Что: румба по-русски
Подробности: А вот те же латинские ритмы в исполнении нашенского Леонида Агутина. Подход, натурально, совсем иной - у Агутина они выходят исключительно буржуазными, лощёными, парикмахерскими какими-то. Однако если поставить этот диск рядом с отечественными коллегами Леонида по поп-ремеслу, высветится, конечно, дьявольская разница - Агутин все-таки берет за образец хоть и безобидную, растительную, но вполне живую и обаятельную музыку: коммерческие румбы, вегетарианское фламенко, позолоченное кантри - усредненное, но понятное удовольствие. Следование этой, давно устоявшейся традиции, которая, в частности, требует умения играть живьем, петь в такт и не тушеваться при слове "импровизация" (а у Агутина здоровое джазовое образование) куда почетней, чем те засаленные дорожки, которыми ковыляет наша эстрада. Кроме того, слова некоторых агутинских песен явно перерастают скромный поп-формат: состояние самой безнадежной депрессии лучше всего передают не стихи проклятых поэтов, а вот эти две строчки, напетые на знакомый, бесконечно добрый мотив. "Все куда-то девалось, ничего не осталось".
Рекомендуем: тем, кто желает вспомнить "парня чернокожего"

RADIO TARIFA
"CRUZANDO EL RIO" (Nonesuch)
Что: мавританский дворик
Подробности: "Radio Tarifa" - звуковые археологи, взыскательные кювье, по косточке, нотке, мелодийке восстанавливающие подлинную историю фламенко. Три существующих альбома группы - словно бы одна увесистая научная работа, посвященная расшифровке испанского ДНК: на дебютном диске музыканты исследовали марроканские влияния, на втором двинулись в средние века, ближе к Мавритании. Третий, "Cruzando El Rio", вполне сойдет за кандидатскую: все предыдущие наработки собраны воедино - вот трек с арабским колоритом, вот - с африканской перкуссией, вот подлинная мелодия 16 века, сыгранная на гобое. От Севильи до Гренады, и дальше, по побережью, через Гибралтар. Строгое исследование, как и положено, балансирует на грани мистификации: музыканты так уместно используют электрогитару, что кажется, будто бы и она существует не одно столетие; увлекшись, даже переигрывают одну народную японскую песню - надо ли говорить, что звучит она совершенно по-андалузийски.
Рекомендуем: равно любителям арабской и испанской музыки, а также тем, кого слова Кордоба и Малага заставляют тихо рыдать, глядя в серое московское небо.

TRANS-GLOBAL UNDERGROUND
"YES BOSS FOOD CORNER" (Ark21 Records)
Что: арабский кошмар
Подробности: "Trans-Global Underground" - заслуженные бойцы за глобализм, мировую деревню и единый межнациональный танцпол. В свое время они были чуть не самыми заметными музыкантами, соединяющими азиатские мелодии с современными танцевальными ритмами, прилагалось и тайное оружие - девушка по имени Наташа Атлас, обладательница летящего, совершенно неотразимого голоса. Наташа, увы, занялась сольной карьерой, ныне считается одной из лучших певиц в жанре "world music", и без ее участия группа откровенно скуксилась. Они по-прежнему мастера насаживать знойные пассажи на брейкбит и соединять "ом мани падме хум" и "йоу, диджей", но делают это как-то без души, механически, словно бы набивают на скорую руку шаурму всякой неполезной желудку всячиной. Так, вероятно, сочинял бы музыку герой популярного романа Ричарда Ирвина, британский паломник, заблудившийся в бесконечных переулках Каира, в сумеречном пространстве меж сном и явью, в выдуманном городе, где все окна открыты в мир душных сновидений Алям-аль-Миталь.
Рекомендуем: крутить на вещевых рынках




Powered by everMusic
Хостинг предоставлен everMusic
>>> на полный список рецензий