Пир духа
RIZWAN MUAZZAM QAWALLI
"A BETTER DESTINY" (Realworld)
Что: пакистанская народная музыка
Подробности: О великой пакистанской вокальной традиции "кавалли" на Западе узнали благодаря Нусрату Фатех Али Хану - громадному, словно гора, певцу, чей голос звучал в "Прирожденных убийцах" и "Последнем искушении Христа". Два брата Ризван и Муаззам - родные его племянники, и пластинка их, выпущенная на известном лейбле Питера Гэбриела, есть "кавалли" в лучшем виде: духовные песни, основанные на традиционных суфийских текстах; внушительные, минут по десять, композиции, что начинаются с медленного инструментального вступления, продолжаются нерешительной пробой главной мелодии, стонами фисгармонии и венчаются истыми, зыбучими, ирреальными и до мурашек быстрыми перекличками вокалистов - чуждая западному уху мелодическая вязь уносится далеко за пределы компакт-диска, братья словно подхлестывают друг друга, поют еще выше, еще быстрее, еще настойчивей, пока ритм не оборвется в пределах, нам недоступных. Исполненная вживую, музыка "кавалли" эффектно вгоняет слушателя в транс: выступления певцов на родине обычно превращаются в натуральные радения, когда публика и пляшет, и стонет, и тянет руки, и, кстати, бросает на сцену все имеющееся золото - так принято. Ожидать такого же результата от записи, пусть и сделанной в хорошей студии, вряд ли стоит, но все-таки, все-таки...
Рекомендуем: накупить свежего инжира и устроить восточный вечер
TRICKY
"BLOWBACK" (Hollywood Records)
Что: черный ворон
Подробности: Трики, чернокожий смутьян, странноприимный отпрыск английского шоу-биза, даже внешним видом своим всегда наводящий чувства самые тягостные (у кого страх, у кого ненависть), некогда производил чернейший, вываренный, действительно пугающий трип-хоп. Был в этом деле первым учеником, выпускал вполне некоммерческие проекты на крупнейших, богатейших лейблах, бил лица непонравившимся журналистам (как и другой, весьма его напоминающий черный браток, джанглист по имени Голди), ходил даже не гоголем, а совершенным уж лавкрафтом, но потом поубавил прыти, вусмерть разругался со своей звукозаписывающей компанией и ушел вроде как в андерграунд - ваять, надо думать, и вовсе бескомпромиссные вещицы. А в результате вдруг выпустил чуть ли не самый коммерческий свой альбом: стиль, выверенный годами, здесь пущен вразнос, по рукам приглашенных музыкантов, в числе которых значатся прыткая американская певица Аланис Мориссет и участники группы "Red Hot Chili Peppers". Стоило же рвать контракты, учинять скандалы: Слушать, однако, нужно все равно: не то из-за этого негритянского говорка с рабочей окраины, не то из-за мессианского регги в сопровождении жестоковыйных гитар, не то, наконец, из-за пикантного японского финала под названием "A song for Yukiko", где кто-то щебечет, кто-то хнычет, а Трики, разумеется, бабачит и тычит. А ведь кому-то может понравиться и кавер-версия одной позабытой вещицы группы "Нирвана".
Рекомендуем: не обращать особого внимания на расслабленную обложку, где Трики вдыхает пряный дым из уст восточной красавицы, может, и той самой Юкико. Настроение у диска совсем другое.
FAITHLESS
"OUTROSPECTIVE" (Arista)
Что: Лондон, вечер, Апокалипсис
Подробности: Сочинения группы "Faithless" - коварный для критического анализа продукт. Мелодии, ритмы, аранжировки - "секонд хэнд", траченный временем, обесцененный миллионами похожих записей: пустотелая, близкая к танцевальной, музыка, что тщится быть интеллектуальной. И однако же "Outrospective" - совершенно необычайная пластинка, где в тело каждой композиции встроен детонатор живительной поэзии, зачитанной прерывистым от восторга голосом. Элементы того, что критики называют "spoken word", то бишь "разговорным жанром", или же "словом изреченным", превращают эти сочинения в новую городскую лирику, в спиритуальные откровения, которые, если вслушаться, ничем не отличаются от горячих псалмов их предполагаемых предков. "Outrospective" - поэзия молодежного английского уик-энда, где на исходе 48 бессонных часов вдруг из-за угла появляются ангелы и говорят подозрительно человеческим голосом; вдохновенные записи бедных духом рейверов, взявших себе название "Неверующие", у которых самый известный хит с альбома старого называется "Бог - это диджей", ни больше, ни меньше, а самый пронзительный с диска нового - "Ни хватаит любви", именно так, с ашипками, словно тексты свои они списывают прямиком со стен лондонской подземки. Почему-то очень впечатляет.
Рекомендуем: специалистам по массовой культуре -- как идеальный объект для изучения
MO SOLID GOLD
"BRAND NEW TESTAMENT" (EMI)
Что: Джизус. Фанк.
Подробности: А вот группа, не постеснявшаяся назвать диск "Новейший завет", и во второй же песне спеть что-то про Иисуса, про то, как он любит тебя, и не только тебя, а еще какого-то Давида. И это при том, что играют они улучшенный со времен Джеймса Брауна фанк, музыку исключительно плотскую; делают, по сути, то же, что укатанный телеканалами Ленни Кравиц, только лучше, гораздо лучше. Их творчество - воображаемая эволюция госпела, гневных песнопений Юга, очень странная вещь: собрались молодые ребята, хотят играть что-то вроде "Red Hot Chili Peppers", чтоб девчонкам нравилось, а все равно в каждый почти припев просится строчка про Джизуса, и бубен, и женский хор, выводящий "Oh, Lord!". Кое-где они прямо так и звучат.
Рекомендуем: новообращенным