MARIAH CAREY
"GLITTER" (Virgin)
Что: саундтрек к одноименному фильму с Мэрайей в главной роли
Подробности: Мэрайя Кэри - это та самая голосистая девушка, которая в свое время удачно выскочила замуж за нынешнего президента "Сони" Томми Мотоллу и получила разом все: выгодный контракт на пять альбомов, деньги, славу, собственный замок даже. Потом она с Томи развелась и дела пошли наперекосяк: про недавнюю ее попытку самоубийства слышал, вероятно, каждый. Да вот и новый альбом - тоже, знаете, как-то... Надо, впрочем, учесть одну приятную деталь: изнурительных, астматичных баллад, которыми девушка прославилась, здесь сравнительно немного. На диске они значатся под номерами 2, 7, 10, и в эти номера я вам решительно не рекомендую отправляться. Вот лучше послушайте, если соберетесь брать диск, песенку "If we": это такой оптимистичный R'n'b, где вместе с Кэри бодро талдычат свои уличные вирши приглашенные рэпперы, коих вообще на пластинке великое множество - Busta Rhymes, Da Brat, Mystikal и еще неисчислимая куча людей со смешными именами. Рекомендую еще перепевку старого хита "Last Night A DJ Saved My Life" - восьмидесятые в чистом виде. Собственно, весь диск и есть довольно удачный оммаж восьмидесятым, прилежное подражание ранней Джанет Джексон - удачный не в смысле музыкальных находок, а разве что точности копирования.
Рекомендуем: если Джанет вам некогда нравилась, и ее братец тоже, да еще, скажем, к Уитни Хьюстон вы были неравнодушны - можно смело потратиться и на "Glitter".
THALIA
"CON BANDA GRANDES EXITOS" (EMI)
Что: латинский квартал
Подробности: а вот и новая жена неутомимого Томми Мотоллы - отличница, брюнетка, мексиканка (заметим ради смеха, что новый бойфренд Мэрайи - тоже мексиканец: детская такая месть). В Мексике Талиа - особа весьма известная: поет с девяти лет, играет в главных мыльных операх, побеждает на фестивалях, продает альбомы без счета. Новая ее забава - выпустить сборник своих лучших хитов, переигранных в местном уличном стиле "банда": это как если бы Кристина Орбакайте записалась с группой "Ленинград". Трубы, трубы, маракасы, пузатый барабан - и никакого, заметьте, электронного звучания, никаких синтезаторов, хрустящего, перепрограммированного звука. Все (ну, почти все) живьем, под аккомпанемент дребезжащего оркестрика. Звучит, поверьте, до крайности странно: слышно, что песни писаны совсем для других нужд, что было это некогда самым постным латино, недалеко ушедшим от Рики Мартина, а теперь их лабает в городском саду расхристанный ресторанный ансамбль алкоголиков, придурков, еле-еле взявших себя в руки - а девушка-то все равно при этом строит из себя Мэрайю Кэри или кого похуже. Публика шутку оценила: диск дебютировал сразу на втором месте в той части хит-парада "Биллборда", куда ссылают все латиноамериканское.
Рекомендуем: привезти Талию сюда и устроить ей рекорд-сессию со Шнуром - то-то смеху будет
SIMIAN
"CHEMISTRY IS WHAT WE ARE" (Source)
Что: новеллы о любви и химии
Подробности: Simian - образцовое предприятие по производству страннейшей психоделической поп-музыки: вообразите себе Beatles времен "Сержанта Пеппера", но такой, в котором Ринго Старру велели заткнуться, согнали с барабанной установки и заставили вместо того бросать с двухметрового расстояния медные пятачки в стеклянный бак, причем аритмично. На треках Simian постоянно что-то звенит, стучит и прохаживается вдалеке; в песне "Doba" солирует пылесос, в песне "Tree in a corner" не смолкает мелодичный визг, и даже в солнечной, сделавшей бы честь хоть "битлам", хоть "Beach Boys" двухходовке "Mr Crow" ритм задается каким-то комичным кряхтением и треском расчески. Прибавьте же к этому образцовые электрические трюки в духе прямо-таки Aphex Twin, зыбкое многоголосие и обложку, где изображена собака с головой козы (внутри буклета еще несколько таких же рисунков), и получите одну из самых изобретательных пластинок сезона. Вышла на лейбле Source, запомните это название: тут вообще что ни диск, то шедевр.
Рекомендуем: после этого переслушать два последних диска Radiohead, где они как раз балуются с электроникой и музыкальной эксцентрикой, чтобы еще раз убедиться, что "радиоголовы" не только ничего нового не придумали, но и уже придуманное скопировали довольно небрежно.
BETA BAND
"HOT SHOTS 2" (Regal Recordings)
Что: типично английский проект
Подробности: Beta Band - команда, на первый, да и на второй взгляд занимающаяся тем же, чем и Simian: сочиняет идеальную поп-музыку с непременными отсылками к Beatles, Pink Floyd и Beach Boys. Beta Band только поизвестнее, их часто поминают в совершенно мейнстримовой прессе, и как раз с ними Simian обычно и сравнивают - не в пользу последних. И совершенно напрасно: по части несуразных аранжировок, неожиданных, с хитрецой, ходов, безукоризненных мелодий, и даже оформления (хуже обложки, чем у "Hot shots 2" я давно не видывал) Simian ушли далеко вперед . Их дебютная пластинка сразу, с первого же трека, скатывается в безоговорочное, не особо скрываемое безумие, тут в каждой веселой нотке таится какая-то странность, издевка, выверт. Beta Band же просто указывают, как должен был бы звучать брит-поп, если делать его с умом, по совести и со знанием новейших технологий. Получается, к слову, очень похоже на Beck'а - что, разумеется, можно считать комплиментом. И вот еще какое дело: я для верности прослушал этот альбом раза четыре. Сперва он показался довольно занятным, потом - чуть пресноватым, а потом, уж извините, просто занудным. С пластинкой Simian все было с точностью до наоборот.
Рекомендуем: начать знакомство с Beta Band (все же, что б я там не понаписал, группа отличная, не пройдите мимо) со сборника ранних вещей "3 Ep's" - он как-то посвежее звучит, даром что 1999-го года.
BJORK
“VESPERTINE” (Universal)
Что: девчонка в коробчонке
Подробности: "Vespertine" переводится как "распускающийся вечером": Бьорк действительно записала сумеречную, потаенную, льдинистую пластинку, все содержание которой - долгие, нескончаемые полеты во сне, и лишь в нескольких треках – наяву. Каков диск, лучше всего видно по видеоклипу к песне "Hidden Place": крупный план лица Бьорк, по которому течет-переливается странноватая перламутровая жидкость - из глаза в рот, на язык, мимо губ, наверх, вниз, снова наверх, вдруг распускается цветком, рассыпается пыльцой, разлетается по щеке девичьим рукоделием, и снова, снова, без конца. "Vespertine" именно такой. Удивительные (или утомительные – кому как) сочинения Бьорк, которые нисколько не меняются от пластинки к пластинке и бесконечно похожи друг на друга, здесь, как обычно, аранжируют сотни маленьких помощников, среди которых нам важно знать трех – арфистку Зину Паркинс, британского музыканта Мэттью Херберта и дуэт американских микроэлектронщиков Matmos. Под псевдонимом Doctor Rockit Херберт который год ладит заковыристые композиции из всякого звукового сора – бряканья, скажем, льда в стакане или чавканья яблоком; примерно тем же самым занимается и Matmos – последний их альбом был собран из записей, сделанных в клинике пластической хирургии. Потому Бьорк поет все свои песенки, словно бы сидя в крохотной музыкальной шкатулке: мерно играет арфа и что-то механическое, не то электронное пощелкивает, потрескивает, поворачивается и скрипит.
Рекомендуем: иметь только в виду, что ничего нового Бьорк за последние лет пять не придумала
HOWIE B
“FOLK” (Polydor)
Что: новый Моби народился
Подробности: Шотландец Хауи Би – довольно известный персонаж. Он работал с Бьорк и Трики, был приглашенным диджеем в туре U2, выпускал пластинки с французами "Les Negrettes Vertes" и регги-легендами Sly&Robbie, вообще много продюсировал (от Siouxsie & the Banshees до Soul II Soul) и ремикшировал, в его ведении также успешный лейбл "Pussyfoot records". Собственные его работы обычно лежат в русле довольно абстрактной электроники, причем чем дальше, тем бессмысленней, отчего последнюю, скажем, пластинку "Snatch” я ни разу не дослушал до конца, хоть и старался. "Folk" - попытка совсем другого рода: разнообразный, продуманный, песенно-ориентированный альбом, который явно создавался с оглядкой на гиперуспешный альбом Моби "Play". "Folk" открывается долгим электрифицированным фламенко и завершается бьоркообразной "Telephone", между ними – восемь безукоризненных поп-вещиц, совсем, конечно, не фолковых, в записи которых принимали участие немолодой канадский рокер Робби Робертсон, ученик Штокхаузена Джон Хассел и всем известный Гэвин Фрайдэй. Долго же пришлось ждать, чтобы Хауи Би записал что-нибудь слушабельное.
Рекомендуем: вместе с "Фолком" купить еще последнюю пластинку "Les negrettes vertes", которую Хауи Би продюсировал - она великолепна.
ARLING & CAMERON
“WE ARE A&C” (Emperor Norton)
Что: попс
Подробности: Арлинг и Кэмерон – два голландских парня, некогда свихнувшихся на почве любви к японской поп-музыке. Первые их записи было совершенно невозможно отличить от заполошного клаб-попа, которым славятся японцы, даже и девочек-японок они где-то у себя в Амстердаме нашли, и они им там что-то такое верещали в такт. На новой пластинке громадными буквами написано: "Поп-запись", внутри – влегкую сконструированные подражания R&B, старому диско, фанку, электро в духе "Крафтверка", соул-балладам, "музыке для супермаркетов", даже какой-то блюз есть, а завершается диск гитарным беспределом под названием "Don't you fuck". Получился грандиозный гимн пластмассе: лучше всего о музыке такого рода выражались две безымянные девочки из "Хищных вещей века" - "Чушики! Фонит! Переливается!". Еще они говорили "растопырочкой" - именно так.
Рекомендуем: купить вместо того пластинку "All-in" - ничего убедительней "A&C" не записали пока