РОДИТЕЛИ МОЛОДЫХ
"ЕЩЕ РАЗ О ЧОРТЕ" (Мистерия Звука)
С опозданием, но все-таки рецензируем шикарную пластинку конца 2001-го года: на сцене – ростовский ВИА "Запрещенные барабанщики", у микрофона – Гарик Осипов, известный также как граф Хортица: писатель, переводчик, радиоведущий, знаток таких музык и таких слов, какие в наше время доводится слышать нечасто. Продается все это как аутентичная запись ансамбля Ростовской филармонии "Родители молодых", сделанная на загадочной Слободке 17 марта 1975 года и предназначающаяся для личной фонотеки Урженко Сергея Васильевича, наш ему большой привет. Обмануться и вправду легко: звук, репертуар, общее настроение – вполне себе ресторанный бэнд семидесятых, какие-нибудь "Магаданские ребята", играющие вперемешку Игоря Эренбурга, Джордже Марьяновича, блюзовые стандарты и песню про бомжих. Кажется, слышно даже, как кто-то бряцает вилочкой или, "как всегда случайно", подкладывает текст.
Выпустил пластинку лейбл с пышным названием "Мистерия звука". Звук тут понятный – резкие, почти матерные тембры синтезаторов, оголенные соло на гитарах, кабацкий свинг. Но и с мистерией тоже все в порядке: еще Антон Шандор Лавей подметил, что самые оккультные записи лежат обыкновенно в разделах уцененных, всеми забытых грампластинок – и пронимают они в первую очередь из-за волшебного ощущения, что эту конкретную композицию слушаешь, может быть, ты один на планете. А ведь где б мы еще услышали, к примеру, песенку про то, как два еврея угнали самолет? А футуристическую фантазию "Электричество" - про то, что народятся в будущем электроворы, а ловить их будут электропрокуроры (вкупе с воплем "У барона Врангеля все электрическое!")? А... и тут можно, собственно, перечислить все содержание пластинки, начиная с вещицы "Твоя фотография" ("если придется когда-нибудь мне в океане тонуть, я на твою фотографию не позабуду взглянуть") и кончая бонус-треком "Мы лежим с тобой в маленьком гробике". Вот вам наш анти-Вудсток, дорогие слушатели.
MERCURY REV
"ALL IS DREAM" (V2 Records)
Американская группа Mercury Rev дебютный свой альбом выпустила ровно десять лет назад, и название его странным образом рифмуется с названием диска, о котором вы сейчас читаете: тот назывался "Yerself is steam", "Ты есть пар", новый, как видите - "Все есть сон". Общий вектор, кажется, понятен. за истекший период группа изрядно поднаторела в изготовлении музыки, которая все норовила обернуться сном, дымом, ежом или сусликом, но категорически не желала иметь ничего общего с реальностью. Ну разве что шума и скрипящих гитар с годами стало заметно меньше. Таков и последний альбом: десять потусторонних, прозрачных, словно бы нарисованных кисточкой на рисовой бумаге композиций с весьма романтическими и поневоле впечатляющими аранжировками - вплоть до прилежно завывающего хора, барочного фортепиано и мягеньких скрипок. Прибавьте еще довольно своеобразный голос вокалиста (которого, к слову, зовут Кузнечик): тихий, трогательный и какой-то немного приплюснутый. А как это все называть - авант-попом, симфо-роком или там психоделикой - не столь уж и важно.
"BIG MEN. RAI MEETS REGGAE" (Tabou1 / General pattern)
А вот совсем уж странное творение человеческого гения: здесь, как явствует из названия, алжирская музыка рай встречается с ямайкской музыкой реггей - всякий раз в пределах одной композиции. Нарочно, как говорится, не придумаешь: сложно представить два более несовместных стиля. Но, однако ж, постарались и насобирали целую пластинку по схеме столь же простой, сколь и дикой: взять двух певцов, один чтоб представлял Ямайку, а другой, к примеру, Алжир, и подыграть им что-нибудь в меру абстрактное, чтоб ни нашим, ни вашим. Сборная двух стран подобралась, надо сказать солидная: Грегори Айзек, Хорас Энди, Chaka Demus & Pliers и Энтони Рэй с одной стороны - и Тарик, Халед и Фадела с другой (не считая прочих, чуть менее известных). Занятнее всего вышло, когда рай-исполнитель брался петь, со всеми полагающимися фиоритурами, какую-нибудь простенькую реггей-мелодийку и моментально выметал из нее весь грув и все пресловутые вибрации. Органичней прочих привел два стиля к общему знаменателю именно Хорас Энди - и это, кстати, единственный трек, где нет этой натужной и оттого довольно смешной переклички. Но к финалу все-таки не можешь отделаться от ощущения, что накушался именно арабской музыки, а растаманов задвинули куда-то на задний план. Так что увы: Алжир-Ямайка - 5:0.
MONEY MARK
"CHANGE IS COMING" (Emperor Norton)
Мани Марк, урожденный Марк Рамос Нишита - это постоянный клавишник "Beastie Boys", а "Change is coming" - уже третий его диск, полный, как обычно, поскрипывающих бурлесковых инструменталов, сыгранных на миниатюрном органчике не без помощи приглашенных музыкантов. Большая часть пластинки тяготеет к несколько игрушечному и несколько эксцентричному фанку, но по мне, лучшие тут вещи начинаются, когда мистер Марк вспоминает о своем увлечении латиноамериканской музыкой - одна из таких, "Pepe Y Iren", даже сыграна вместе с музыкантами из "Los lobos", на другой солирует звукорежиссер "Beastie boys" Марио Кальдато. Другое дело, что обе эти пьесы ранее уже появлялись на сборниках серии Red Hot, но там они были с вокалом и сыграны чуть по-другому.