evermusic-2005
 


всё о 2005:

panarchist:
Настораживает злокачественное разрастание "жанровой" музыки, узких специалистов с узким полем зрения. Музыкальным критикам принято ставить в вину злоупотребление ярлыками, придумывание объективно несуществующих течений и тенденций, но виноваты не журналисты, а сами музыканты, создающие ленивые, неповоротливые валуны, слишком удобные для описи, для занесения в каталоги. Позавчера idm, вчера electroclash, сегодня неофолк, завтра тотентанц. Музыка становится всё более похожей на хорошо ухоженную (пусть и бескрайнюю) библиотеку, где все книги, каждый стеллаж, каждый проход между стеллажами заранее предсказан и описан в картотеке. Я жду появления в большем количестве музыки "колобковой", подвижной (что совсем необязательно значит "танцевальной"), вечно ускользающей от бабушек-и-дедушек - библиотекарей; иными словами - книг, неизвестно каким образом попавших в библиотеку, может быть, принесённых контрабандой под свитером, или же книг, провалившихся в щель между стеллажами, выпавшими из предписанного места на полке. Лучшим образцом такой зыбкой, внежанровой музыки для меня был в минувшем году дебютный альбом японско-норвежского дуэта Birds.

андрей горохов:
Я пребываю в странном состоянии, в котором сочетается возбуждение и задумчивость. Что именно происходит с музыкой сейчас, не очень понятно, но мне передалось ощущение, что что-то происходит, наконец происходит.

Я имею в виду японский рок и, главным образом, "психофолк". Не столько неофолк, сколько такие коллективы как White Magic, Yuma Nora, Excepter, Cerberus Shoal, Cabinet of Natural Curiosities. Вот сию секунду скачал из сети песенку Brothers Of The Occult Sisterhood - и она мне тоже нравится! Всё это можно было бы обозвать "гибридом фри джаза, арт-панка и дурдомовости (weirdness)", но моё возбуждение не даёт мне сидеть спокойно. Мы явно имеем дело с чем-то очень напоминающем музыкальную революцию (в том смысле, в котором был революцией панк или эсид хаус и, в меньшей степени, электроника).

По сравнению с вот этими группами, с тем, что выходит на лейблах Load и Southern, вся остальная музыка кажется такой вялой и проехавшей, такой архивной, что уже вызывает новый интерес - как старинная музыка.

Буквально вчера (25 декабря 2005) я случайно увидел по французскому TV5 самый конец живого выступления Девендры Бенхарта - с накрашенными глазами и манерного, мне он очень не понравился, Дэвид Боуи, понимаешь. Перед музыкантами, тянувшими буквально последние ноты какого-то развинченного блюза с латиноамериканским привкусом танцевал небритый длинноволосый хмырь, одетый лишь в одни блестящие трусы типа боксёрских. Полный фрик. И был во всём этом театре, в этой музыке такой кайф, что когда после этого стали играть какие-то французы... много разных французских групп и музыкантов играли в этой программе... и было видно, что их гитары, их барабаны, их синтезаторы, их пение, всё это - каменный век. Все они дети. Всё это не нужно.

алексей мунипов:
То, что сразу идет на ум - это прорыв к славе разной уличной музыки. Грайм еще в прошлом году был новинкой, а в этом у Dizzie Rascal уже десятки последователей, Lady Sovereign - в тяжелой ротации на MTV, MIA записывается вместе с Missy Elliot, а реггитон крутят даже на Европе Плюс. Более того, оказалось, что такой музыки вообще как-то очень много: байле-фанк, кумбиатон, ацитон... Есть подозрение, что в будущем году все это богатство будут активно осваивать люди с бюджетами. Самой актуальной музыкой года стал, похоже, психофолк. Две маленьких личных радости. Первая - воскресла Мелодия и навыпускала репринтов в диапазоне от приятных до гениальных. Вторая - наконец-то, кажется, взялись переводить англоязычные музыкальные книжки: вот перевели "Хроники" Дилана, автобиографии Стинга и Майлза Дэвиса (очень неплохие). Может, скоро дело дойдет и до Лестера Бэнгса с Ником Кентом. И еще, честно говоря, я с гигантским удовольствием каждый день слушаю подкаст Юры Сапрыкина Isapr. Мне кажется, это тоже начало какой-то большой и правильной истории.
Субъективно, хорошей музыки в этом году было явно больше, чем в предыдущем.

юрий сапрыкин:
Судя по всему, 2005-й - переломный год, когда окончательно оформилась, так сказать, смена элит. Образовалась некая новая поп-аристократия - Энтони, Девендра, Arcade Fire, Franz Ferdinand, Animal Collective, LCD Soundsystem, M.I.A. etc - которая очевидным образом вытесняет прежних олигархов (Radiohead, Blur, Бьорк, Пи Джей Харви и т.д.). Уже понятно, что эти люди в ближайшие годы будут глобальными поп-героями, оставаясь при этом на некоем условном переднем крае поп-музыки - что в любом случае радует (даже если кто-то из них очень быстро превратится в новых U2). С другой стороны, уровень интереса к музыке - по крайней мере, внутри страны - находится на запредельно низком уровне: все эти аристократии и передние края имеют смысл для нескольких сот человек; даже такая грандиозная фигура, как Энтони, никому здесь нафиг не нужна. И связано это даже не с тем, что мы ленивы и нелюбопытны; напротив - музыки производится, потребляется, скачивается какое-то невообразимое количество; но вся она воспринимается как этакая цифровая пыль, из нее полностью исчезло понятие качества.
P.S. А еще радует, конечно, поведение Жанны Фриске, которая имеет все шансы превратиться как минимум в здешнюю Кайли Миноуг. Это я совершенно серьезно.

максим семеляк:
Про тенденции нового времени ничего сообщить не могу - а что, разве с ней какие-то проблемы? Весь год был занят собиранием и так называемым изучением старой музыки без далеко идущих планов и задних мыслей. Предпочитал психодел-рок и барокко-поп шестидесятых-семидесятых (Orpheus, Eden's Children, Pearls Before Swine etc), а также женский пост-панк восьмидесятых (The Waitresses, Ludus, Slits etc).

aulis vierhovssen:
Истерия массовой консумации отодвинулась еще дальше от электроники как таковой. Гитары слышны повсеместно и так громко, что проснулись почившие было Pink Floyd, INXS и прочие конвейеры гитарно-барабанной индустрии. В то время как более узконаправленные проекты, посвященные электронной музыке, переживают не лучшие времена. Лондонский журнал Wire уделяет всё больше внимания нео-классике и авангарду, журнал Grooves прекращает публикацию и дистрибуцию бумажных журналов и уходит в онлайн. Мегаоткрытие года - германский DVD-журнал Slices - ограничился 4 странами Европы и не планирует дальнейших продвижений.

Музыки становится чересчур много, и как следствие, усилилась ротация имён и альбомов при одновременном уменьшении внимания к каждому. Бесчисленные онлайн-лейблы, реклама, магазины, сайты с ревью - всё это растет в геометрической прогрессии, постоянный интерес сохраняется лишь к уже зарекомендовавшим себя местам, именам и изданиям. Текущая ситуация в мире электроники и инди-рока сильно напоминает mp3.com времен апогея, когда выбор невероятен, а шансы найти что-то по душе катастрофически малы.

В этой связи возникает потребительское недоверие к коммерческим продуктам - зачем покупать диск за 20 долларов, если он может оказаться менее интересен, нежели бесплатный веб-релиз (уже не говоря о джине пиратства, которого засунуть обратно в бутылку практически невозможно). Одновременно уменьшается attention span - к примеру, новый Депеш Мод провёл в Top40 Биллборда всего две недели. В таких условиях возможна лишь единственная модель бизнеса - максимальная сиюминутная выгода. Индустрия не обладает достаточными инструментами для работы в инди-среде, впрочем, она не оставляет попыток заставить ресурс инди-музыкантов работать на себя - подтверждение тому музыкально скудный диск Sigur Ros, вышедший в этом году на EMI.

Подобная ситуация циклична и встречается в соседствующих индустриях - печатной и кинематографической. Однако же, в музыке сложно добиться прогресса за счет изначального бюджета и бригады спецэффектов. Скорее всего, дальнейшее развития музыкальной индустрии будет определяться следующим образом. Стоимость производства альбомов будет снижаться, предложение на рынке - расти. Для конечного пользователя и даже крупных магазинов/сайтов охватить весь спектр продукции будет невозможно, из-за чего сохранится тенденция деления рынка на узкие сегменты - поп-блокбастеры, рэп, инди, танцевальная музыка и тд. Инди-авангард и электроника будут занимать свою довольно небольшую, но крепкую нишу, что также позволит им развиваться относительно независимо от больших боссов индустрии. Основными ценностями в этой нише останутся в первую очередь талант и элегантность выражения музыкальной мысли.

eismann:
Минувший год мне показался годом лимбо, годом чистилища, когда по поводу большинства магистральных жанров, будь то индитроника, дрилл'н'басс, электро-хаус, глитч, кликс'н'катс и особенно IDM, хочется сказать, что клиент скорее мёртв, чем жив. Мы кормились отдельными удачными сочетаниями элементов, уже хорошо и глубоко разработанных в прошлом, и мне лично не показалось действительно значительным ни одни новое веяниe. Утешает лишь то, что, как это было неоднократно раньше, (например, в 99-ом году), взвесь должна осесть и тогда сквозь толщу воды мы увидим ряды золотых изваяний. Это будут сложные конные конфигурации.

ник завриев:
В этом году было меньше "тенденций" и больше просто хороших альбомов. По сути ни одного серьезного новшества в области формы и содержания, по движение по пути от "наработки технологий" к "производству продукта" продолжается. Как только электро наконец вышло из дурацкой моды, появилась куча отличных альбомов. Как только "новый пост-панк" перестал быть таким уж новым и актуальным, появились первые по-настояшему сильные, а не "внушающие надежду" пластинки.

Удивительно много хорошей танцевальной музыки, в особенности с "краёв Европы" - Испания (лейбл Factor City), Италия (Pigna Records), Франция (Goodlife) с очередными мутациями электро, диско и хауса, и север - "норвежское диско" (Линдстрём и ко).

В принципе происходит вялое раскручивание "ретро катушки" - мода на фолк и шестидесятые в роке сменяется семидесятыми (психоделия и прогрессив), а в танцевальной музыке электро-диско постепенно сменяется эйсид-хаусом (переиздали кучу старого материала, да и новые пластинки попадаются совершенно эйсидные), но всё это не носит характера всеобщего помешательства.

Интернет радует скорее не сетевыми релизами (лучшее все-таки пока выходит на носителях), а многообразием интернет-радио и доступностью в сети практически любой интересной радиопрограммы в режиме "listen again".

александр решетилов:
2005 год показался скупым на интересную музыку. С музыкальной точки год выглядит ровно, без особо гениальных пластинок. При этом чувства голода в музыкально плане испытывать не приходилось. Постоянно выходили добротные пластинки. К сожалению, по-настоящему выразительные пластинки можно пересчитать по пальцам.

Прорывом года считаю Anthony & The Johnsons "I'm A Bird Now" (Secretly Canadian). Звучит свежо и богато, с душой - как было лет 30-40 назад. То же самое могу сказать про Sufjan Stevens "Illinois" (Asthmatic Kitty). Если отойти от инди сцены, очень приятно удивил Quasimoto "Further Adventures of Lord Quas" (Stones Throw). Звучит, в отличие от большинства клонированного андерграунд хип-хопа интересно и честно. Из русских коллективов хочется отметить "Я Слева Сверху". Радует креативный подход к композиции и хорошая техника игры. По сравнению с остальными отечественными (инди) группами звучит весьма свежо.
Важным событием этого года считаю открытие клуба "жЕсть". Кощунственное название для клуба, тем не менее, надо отдать должное, еще одна площадка для околонезависимой музыки. Несмотря на это, расстраивает то, что по-прежнему приглашаются с концертами только банальные иностранные проекты, что указывает отсталость нашей музыкальной сцены.

pranzo:
Из неприятного:
огромное количество выпускаемого и потребляемого перешагнуло через все меры приличия.
Новые носители окончательно обезобразили ритуалы прослушивания музыки.
Понятие "акции" в музыке потерялось окончательно. Сегодня на любого радикала и экспериментатора уже заранее готова своя жердочка или полочка, на которой можно сидеть и пытаться шокировать друг друга.

Из приятного:
потуги лэйблов-мэйджоров перестали вызывать гнев, а вызывают лишь жалость.
Тупиковость состояния современной музыки усиливает сладкое ощущение, что "вот-вот и начнется".
Продажи винила потихонечку увеличиваются.
Среднестатистический слушатель стал более требователен, стал более суровым.
Сегодняшние искусственные поп-кумиры сгорают намного быстрее, зачастую не успевая испортить атмосферу полноценным альбомом.

aienn:
В нашем монастыре
…понемногу научили слушать музыку не альбомами и дисками, но песнями и дорожками. iPodы ли в том виноваты, повсеместно ли протянутые файлообменные сети, или же просто состояние музыки, в котором всеобщий потоп, но по верхам всё больше flotsam и jetsam - непонятно. Зато понятно, что эти самые "очень отдельные жемчуга", как встарь было принято, пошли на пользу.
Понемногу открывается опера, не в последнюю очередь - в свете спешно добираемого музыкального образования. Японская поп- и рок-музыка - казалось бы, чего удивительного - очень ярко прошла через всю осень. Продолжают всплывать песни и пластинки, не на шутку резонирующие внутри, хотя, казалось, всё-всё уже послушано и переслушано. Приключения с музыкой напоминают приключения самой жизни, когда можешь предполагать, всё, что угодно, но только не то, что случится с тобой на самом деле. Это вселяет.

С нашей колокольни
…видать, что форма в очередной раз не прошла, и вот это вселяет ещё как. Фолковая волна, будем надеяться, стихает, причём в выжимке за год остались только самые-самые музыканты и самые-самые песни, которые и за пределами своего травянистого загончика чувствуют себя прекрасно. Призраки техно, бродившие по Европе, никуда толком не пришли, следующий год, как метко замечают отдельные обозреватели, будет годом возвращения крупного формата, рок-опер и прочая; есть надежда, что эта музыка не будет мягким заменителем снотворного. Компьютер как инструмент музыканта и как выразительное средство сдаёт свои последние позиции и окончательно ассимилируется в контекст, как, скажем, гитарная примочка, или графический эквалайзер, и это, пожалуй, самая обнадёживающая новость в году.

В лесах и полях
…миллионы, если не миллиарды долларов крутятся вокруг рингтонов и прочих мобильных побрякушек, софиты ещё ждут первую суперзвезду рингтонов. Вообще, по технической части перемены этого года могут сыграть историю музыки на десятилетие вперёд. Телеграфно: фокус сам по себе смещается с дисков и возвращается к отдельным песням, "синглам", как это было в эпоху винила, потому что именно песня стоит девяносто девять центов в iTunes Music Store, если весь диск покупать неохота - то и не надо. Из-за айподов Австралия собирается легализовывать создание копий музыки и записи телепрограмм для личного пользования, Америка со своим DMCA и очень сильным лобби со стороны RIAA/MPAA пытается, напротив, закрутить гайки - пошли аресты и чудовищные штрафы за нелегальное скачивание/распространение музыки в файлообменных сетях; в самом конце года американский суд постановил одной из подсудимых выплатить сумасшедшую сумму за довольно скромное количество пиратской музыки на её компьютере, если апелляцию отклонят и дело станет прецедентом, то лицо только-только нарождающегося "цифрового распространения" музыки изменится до неузнаваемости. Под этот шумок влиятельные производители техники и издатели контента пытаются создать ситуацию, в которой аналоговые носители через несколько лет исчезнут вообще, а вся-вся музыка и все-все картинки будут передаваться по защищенным цифровым каналам, превращаясь в свет и звук на самом последнем этапе, в специальным образом закрытых от нас с вами коробочках. История настолько попахивает киберпанком, что даже и отреагировать на неё внятно пока не получается; Sony, впрочем сильно опростоволосилась со своей системой DRM, записав на "защищённые от копирования" CD чуть ли не вирус-троянец, да и количество людей, приходящих в негодование от того, что цифровые способы защиты контента несовершенны, и послушать купленную в iTunes Music Store за пределами своего компьютера и своего айпода невозможно, постоянно увеличивается, так что война частного потребителя музыки с огромной звукозаписывающей/звукоиздающей корпоративной махиной получает ещё один, новый фронт. В две тысячи пятом лейблы-мейджоры вслед за Голливудом попытались спихнуть падающие продажи на пиратов, но независимые опросы таки вытолкнули правду наверх - люди перестали ходить в кино и покупать музыку, потому что кино стало говном, предлагаемая музыка попросту надоела, а сборники лучшего и любимого уже так просто не продашь, CD-R теперь есть в каждом компьютере. Впрочем, чувства злорадства от этих довольно грубых топтаний на месте в поисках новых пастбищ не возникает, издохнут эти динозавры, и славно. Куда интереснее, что по закону природы, не терпящей пустоты, освободится огромная экологическая ниша, и ужасно любопытно, кто же займёт место этих динозавров в новом смелом мире.

мейлордеры
evermusic 2004
evermusic 2003
evermusic 2002
sponsors & credits
e-mail
сайт существует на ваши дотации:




::диски года::
::песни года::
::рекомендации::
::концерты года::
::особые номинации::

лучшие диски года:

panarchist:
Birds "Birds Birds Birds In the World" (Important)
Katerine "Robots apres tout" (Barclay)
Morane "Everyone Is Like You" (More Down Than Out)
Judith Juillerat "Soliloquy" (Shitkatapult)
Velma "La Pointe Farinet, 2949 m." (Monopsone)
Nathan "Michel The Beast" (Sonig/Skipp)
Carlo Fashion "Kollision" (Hausmusik)
Kevin Blechdom "Eat My Heart Out" (Chicks On Speed)
Tape "Rideau" (Hapna)
V/A "4 Women No Cry" (Monika)

алексей мунипов:
Anthony and the Johnsons "I Am A Bird Now" (Secretly Canadian)
Arcade Fire "Funeral"
Tracy Chapman "Where You Live" (Electra/Wea)
Buck 65 "Secret House Against The World" (Wea)

юрий сапрыкин:
Arcade Fire "Funeral"
Anthony & The Johnsons "I Am A Bird Now"
Belle & Sebastian "Push Barman To Open Old Wounds"
Sigur Ros "Takk"
Сocorosie "Noah's Ark"
Зазеркалье "Власть судьбы"
Deerhoof "The Runners Four"
Marissa Nadler "The Saga of Mayflower May"
Franz Ferdinand "You Could Have It So Much Better"
Colleen "The Golden Morning Breaks"

лучшая компиляция: "Grlz: Women Ahead Of Their Time"
Vashti Bunyan "Just Another Diamond Day"
(тут ситуация сложная. Вообще, это переиздание альбома 1970 года, и даже как переиздание оно вышло в 2004-м. Но ничего поделать не могу - это абсолютно лучшая пластинка, которую я слышал в этом году.)

aienn:
Aarktica "Bleeding Light"
Sun Kil Moon "Tiny Cities"
Nine Horses "Snow Borne Sorrow"

pranzo:
Dalek "Absence" (Ipecac)
Mike Ladd "Negrophilia: The Album" (Thirsty Ear)
Guapo "Black Oni" (Ipecac)
M.Ward "Transistor Radio" (Merge)
Anthony and the Johnsons "I Am A Bird Now" (Secretly Canadian)

ник завриев:
Bloc Party "Silent Alarm"
Lontano "Chroma"
Secede "Tryshasla"
Depeche Mode "Playing The Angel"
Kelley Polar "Love Songs For Hanging Gardens"

aulis vierhovssen:
Secede "Tryshasla"
Apoptygma Berzerk "You And Me Against The World"
Depeche Mode "Playing The Angel"

александр решетилов:
Vetiver "Between EP"
Vashti Bunyan "Lookaftering"
Iron & Wine and Calexico "In The Reins"
Quasimoto "Further Adventures Of Lord Quas"
Я Слева Сверху "2005"
Filfla "Frame"
David Axelrod "The Edge - David Axelrod At Capitol Records 1966-1970"
Semuin "Province"
Anthony & The Johnsons "I'm A Bird Now"
Destroyer "Notorious Lightning And Other Works"
Kyo Ichinose's "Lontano"

георгий береш:
Kronos Quartet and Asha Bhosle "You’ve Stolen My Heart"
Cobra Killer & Kapajkos "Das Mandolinenorchester"
V/A (30-40e) "Plaisir des Operettes"
Emiliana Torrini "Fisherman's Woman"
Devendra Banhart "Cripple Crow"

андрей гончаров:
По большому счету, надо отвечать на этот вопрос ещё год спустя, чтобы вся музыка успела вылежаться. Так что bias получается все же в сторону релизов, появившихся ближе к началу года:

Bohren Und Der Club Of Gore "Gesterfaust"
Aarktica "Bleeding Light"

eismann:
Три характерных новых тренда уходящего года и самые удачные, на мой взгляд, пластинки, которые их представляют:

Bitstream "Domestic Economy 7" (Modern Love)
Если бы термина IDM не существовало, его надо было бы выдумать снова для этого альбома, хоть формально это и новый протуберанец электро-хауса. Музыка упругая, быстрая, сложная и парадоксальным образом мрачная и дьявольская, как ранние винилы Aphex Twin'a. При этом музыка эта законченная и самостоятельная, что нельзя было сказать ни о волне педофильского ретро-электро, ни об электроклэше с его аккордеоном улыбки во всё тело. Те, кто слышали релизы немецких лейблов Bpitch Control, Shitkatapult и Musik Krause, поймут, что к этому всё шло последние два-три года. Сделано, впрочем, в Англии.

Heimataerde "Gotteskrieger" (Infacted Recordings)
"Electronic body music" всегда был стилем для тех, кто любит клубную музыку, но не хочет ни глушить сознание табетками, ни чувствовать себя идиотом, слыша карамельные слова солистов и солисток. Семь лет группы этого стиля пережёвывали транс и это было небезынтересно, но в этом году они, наконец, научились у транса всему, что было нужно и пересоздали себя. Цыплёнок с давит скорлупу яйца под убийственный прямой ритм и яростный вокал, от которого уже не пахнет Полом Оакенфолдом. У Heimataerde получилось выразить все новые идеи сжато и необычайно прочувствовано. Акцент снова сместился на музыку, слова снова упростились, пошёл новый виток спирали.

Pneumatic Detach "Vis-cer-a" (Hive Records)
В минувшем году стало окончательно ясно, что люди, делающие сумасшедший брейкбит, потеряли статус оголтелых авангардистов на кухне ритмического эксперимента. Все попадали водопады из бильярдных шариков, люди внизу освоили железные каски и шариками их не удивишь. Зато сквозь разломы проглянул стиль по генетике своей гораздо более жёсткий, произошедший в своё время от индастриала. «Шумовая электроника», «силовая электроника», «ритмический шум» - так называют этот энфант террибль современной музыки. В предстоящее время должны появиться исполнители, которые смягчат его до степени, когда его уже не будут бояться «дивчонки». А пока можно послушать силовую электронику в её монументальной красе на лучшей, на мой взгляд, пластинке в этом жанре за минувший год от американского дуо Pneumatic Detach.

максим семеляк:
Возникла рослая стопка прекрасных пластинок, большинство из которых так или иначе были связаны с оправдавшимися ожиданиями (от Летова до Маккартни, от Animal Collective до Super Furry Animals, от Кейла до Лагутенко, от Мариссы Надлер до Franz Ferdinand etc).
А вот десятка дисков, от создателей которых я ничего не ждал, поскольку до наступления 2005-го года не подозревал об их существовании:

Melodium "La tete qui flotte"
Islaja "Palaa Aurinkoon"
Brendon Anderegg "Falling Air"
Kiss the anus of a black cat "If The Sky Falls We Shall Catch Larks"
Architecture in Helsinki "In Case We Die"
Deaf Center "Pale Ravine"
Jeffrey & Jack Lewis "City&eastern Songs"
Wolf Parade "Apologies To Queen Mary"
Bill Fay "Songs Of A Last Persecution" (переиздание)
The Holy Mackerel s/t (тоже переиздание)

дмитрий красноперов:
Domotic "Ask For Tiger" (Active Suspension)
Mice Parade "Bem-Vinda Vontade" (FatCat)
Antony and The Johnsons "I Am a Bird Now" (Secretly Canadian)

народные кумиры:
Впервые в этом году среди 740 подписчиков сайта был проведен опрос по поводу лучшего альбома прошедшего года. Ими стали:
Domotic "Ask For Tiger"
World's End Girlfriend "The Lie Lay Land"
Bohren und der Club of Gore "Geisterfaust"

рекомендации:

алексей мунипов:
V/A "Blue Suenos" (Meta)
Grizzly Bear "Horn Of Plenty. Remixes" (Kanine Records)
Irvin Mayfield "Strange Fruit" (Basin Street Records)

pranzo: Igor Krutogolov`s Karate Band "Children 4 Muzik" (Auris Media)
The Bad Plus "Suspicious Activity?" (Sony)
Ennio Morricone "Crime And Dissonance" (Ipecac)

андрей гончаров
Airiel "Winks & Kisses" (шумные песни о главном)
Bola Sete, любая пластинка (бразильское гитарное чудо)
Sun "Sun" (сонграйтерский релиз Oren Ambarchi и Chris Townend на Staubgold)

aulis vierhovssen:
Apoptygma Berzerk "You And Me Against The World"
Jay-Jay Johanson "Rush"
Kent "Du och Jag Doden"
В рекомендациях однозначно превалируют поп-настроения, отчасти из-за нежелания насиловать непривычные к странностям чужие уши, отчасти из-за действительного уважения к поп релизам этого года. Джей Джей Йохансон понравился многим любителям электроники, так и не избавившись от образа маргинала. Новый диск Депеш Мод работает исправно как заклинание. Приятные вещи слышны от еще более повзрослевших a-ha. Апоптигма Берцерк сделали еще три шага вперед, дабы на этот раз угодить всем.

eismann:
Я обычно рекомендую другим людям музыку полегче, чтобы не стать виновным в волне массовых самоубийств, которая коснётся всех. Тем не менее, искушённым читателям уважаемой Evermusica хотелось бы порекомендовать:

Vitalic – "Ok cowboy" (Play it again, Sam – France)
диско-хаус, гламурный, но не «фоновый», запоминающийся, необычайно разнообразный и талантливо сделаный. Первый альбом музыканта по имени Паскаль Арбез, всем говорящего, что он родился в деревне Бородянка на Украине.

Modeselektor – Hello mom (Bpitch Control)
это ни много ни мало, а энциклопедия современных модных вариаций хауса. Здесь есть, что послушать и остервеневшему ди-джею, и мечтательному любителю IDM. Runner-up: Vector Lovers – Capsule for One (Soma Quality Recordings)

Isolee – We are monster (Playhouse)
Вот как нужно в середине нулевых годов нового века делать tech-house! Те, кто считают, что Vladislav Delay под своим псевдонимом Luomo сказал не всё, правы, и тому доказательство этот альбом.

Wermut – Hoffnung (Treue um Treue, 10''),
Anna (Punch Productions, CD)
Если бы Current 93 записывали свои первые альбомы с Патрисией Каас, то вот так бы они звучали. Эклектическое синтипоп-кабаре, в партере среди зрителей участники групп Darkwood, Orplid, Forseti и т.д.

Archangelsk Jugend – Dokumenty
(Not on Label, см. Мп3 здесь)
Склеенный из кусочков шума, классической музыки и голосовых сэмплов дарк-эмбиент на тему советского прошлого. Один из самых страшных альбомов, которых довелось слышать мне в своей жизни.

александр решетилов:
Iron & Wine and Calexico "In The Reins" (Touch & Go)
David Axelrod "The Edge - David Axelrod At Capitol Records 1966-1970" (Blue Note)
Sufjan Stevens "Illinois" (Asthmatic Kitty)

ник завриев:
Secede "Tryshasla"
Test Shot Starfish "s/t"
Lontano "Chroma"

дмитрий красноперов:
Tape "Rideau" (Hapna)
Hauschka "The Prepared Piano" (Karaoke Kalk)
Cinc - Osecev Sjaj (Amorfon, 2004)
Why? - Elephant Eyelash (Anticon)

panarchist:
Supersilent - 7 (Rune Grammofon) hhtp - pljonka mira (self-released) Birds - Birds Birds Birds In the World

лучшие концерты:

алексей мунипов:
Два лучших концерта не то что года, а чуть ли ни всей жизни: Джейн Биркин в Киеве и Патти Смит в Москве. Третьим можно дописать Franz Ferdinand. Вообще, было много неплохих, и главное неожиданных выступлений (вроде Ройзин Мерфи, Тони Аллена, Orchestra Baobab или Suicide).

максим семеляк:
Что до концертов, это, в первую очередь, Арто Линдсей в Клубе на Брестской. Хотя в "Газгольдере", где он играл за день до того, было не в пример уютнее, народу меньше, звук лучше, а девицы краше, главное случилось все же на Брестской. Безграничный стон в песне "Personagem" - лучшее, что я могу припомнить в рамках живой музыки за этот год. Мощнее был разве что бессловесный баянист, который однажды невероятным образом развлек нас с кинокритиком А.Васильевым в зимней "Рюмке". Старик играл, в частности, Окуджаву - да так, что куда там Теодоро Анцелотти. Как зовут - не знаю.

юрий сапрыкин:
Патти Смит в Б2
Suicide там же
Dead Can Dance в БКЗ "Октябрьский"

дмитрий красноперов:
Концерт традиционной иранской музыки:
Ансамбль Дервиша Реза Моназзами

aienn:
Концертов было много и разных в этом году, но до сердца дострелил, in fact, всего один - Земфира в Горбушке. Да так дострелил, что неделю шатало.

георгий береш:
Не хотелось бы сужать номинацию до географии Москвы, как это неизбежно получается :)

pranzo:
Fantomas (Польша, 12.07.2005)
Medeski, Martin & Wood (Литва, 16.11.2005)
Kruzenshtern & Parohod (Литва, 23.12.2005)

ник завриев:
Sonar 2005 (Barcelona) - тут слишком много всего хорошего было. Eсли по персоналиям - Tape, Mouse On Mars, Midaircondo, Matt Elliott, Lontano.
В Москве:
The Notwist
Lali Puna

aulis vierhovssen:
Depeche Mode @ American Airlines Center, Dallas
Kraftwerk @ Riviera Theatre, Chicago

panarchist:
Оut Hud (к сожалению, на своих альбомах им не удаётся приблизиться к живому звучанию, "рэйв для тех, кто не любит транс")
DAT Politics
Keith Fullerton Whitman (открывая разочаровавший концерт Colleen и А Hawk and a Hacksaw)

лучшие песни:

pranzo:
Arcade Fire "Neighborhood 1 (Tunnels)"
Леонид Федоров / Владимир Волков "Таял"
Kronos Quartet and Asha Bhosle "Dum Maro Dum"
The Ark "This Piece Of Poetry Is Meant To Do Harm"

максим семеляк:
В качестве компенсации за вышеприведенный список песни назову только русские:
Гражданская Оборона "На исходе дня"
(совсем старая вещь, предназначавшаяся еще для "Сто лет одиночества", но выпущенная только сейчас - бонусом к "Прыг-скоку")
Роман ВПР "Евпатий Коловратий"
(тоже достаточно старая песня, на компакте появилась в начале года)
Ногу Свело "Апрель"
Ленинград "Свобода"
Мумий Тролль "Страху нет"

eismann:
По поводу «лучших песен года» могу сказать лишь, что для меня «хорошая песня» означает интересное использование вокала в композиции, то есть голос может быть лишь одним из инструментов и может не существовать этого формального деления – куплет,припев, куплет, припев, смерть. Мой выбор таков:
Scwabinggrad Balett – Under Control ("Scwabingrad Balett", Staubgold, CD)
(ритуальный «Аукцион», спетый немцами по-английски)
Modeselektor – Silikon ("Hello mom", Bpitch Control, CD)
(мальчик с голосом девочки верхом на пневматическом молотке, долбящем жидкий гудрон)
Bad Sector – Untitled 1 ("Reset", Old Europa Cafe, bonus miniCD)
(грустные паучки шепчутся и взрываются)

юрий сапрыкин:
System of a Down "Revenga"
Antony & The Johnsons "Hope There's Someone"
Sigur Ros "Glossoli"

aienn:
Sun Kil Moon - Exit Does Not Exist
Земфира - Итоги
Aarktica - Bleeding Light

георгий береш:
Morane - Electric Pilot Girl
Tarwater - Seven Of Nine
Kronos Quartet and Asha Bhosle - Dum Maro Dum
Emiliana Torrini - Fisherman's Woman

ник завриев:
Bloc Party "Banquet"
Ну наконец из "модного и перспективного жанра", коим в прошлом году был этот вот "новый пост-панк" выросли реальные хиты, которые хочется часами слушать по кругу.

Secede "Leraine"
То, что все ждали от Boards Of Canada в итоге сделал этот малоизвестный широкой публике персонаж :) Электроника во всей невозможной красе.

The Killers "Mr Brightside" (Thin White Duke Remix)
Лю Конт наконец превратил Киллерс из рок-группы в диско-звёзд, причем на эту роль они подошли просто идеально. Танцевальный боевик на все времена.

Depeche Mode "Lillian"
Мастерство не пропьешь, хиты они писать умеют. Ужасно похоже на Патрика Вульфа, но это скорее даже хорошо :)

Imogen Heap "The Walk"
Эта вещь поражает тем, что тут и сама песня - стопроцентный хит, простая и прилипчивая, и production весьма занятный и сложный. Такое доселе удавалось разве что Бьорк, но Иможен пошла куда-то еще дальше. Особенно удивительно то, что весь продакшен она сделала сама, никаких продюсеров.

panarchist:
Первые три - НЕ 2005 года:
1. The Fall - New Big Prinz (1988, с альбома I am Kurious, Oranj)
Не знаю, лучшая ли, но песня, которую я слушал бесконечное количество раз в 2005 году; 17 лет спустя она звучит ещё лучше - как свежий глоток аскетизма и простоты: надменный голос, грандиозный трёхнотный гитарный риф и нечто звучащее как кусок расслаивающейся фанеры.
2. Julien Ribot - Doctor Oka (2004, с альбома "La metamorphose de Caspar Dix")
3. David Shea - Wife of Epheseus (1996, с альбома "Satyricon")
+ 4. Birds - In the Name of the River

aulis vierhovssen:
Classical M - Bad Guy (с CD компиляции работ французской группы Classical M)
Пусть и не уходящего года песня, но на CD группа появилась только сейчас, и является для меня чем-то вроде клада, откопанного в огороде. Большинство песен - барокко-поп и эксперименты с инструментами, однако Bad Guy - крайне проникновенная песня, отборный и качественный поп-декаданс, который с годами стал лишь лучше, как вино.

Depeche Mode - Suffer Well (c Playing The Angel)
Всё нужно заслужить и выстрадать. Если нет переживаний от ожидания, то и удовольствия никакого нет. Это относится и к теме песни как таковой, и к релизу группы тоже. Депеш Мод, наверное, - это всё наше навсегда.

Secede - Leraine
Этот трек - общественный выдвиженец от альбомов Kettel и Secede, вышедших в этом году. Чрезвычайно приятная музыка, пусть и не радиобоевик, но больше остальных подходит на роль саундтрека к моему личному 2005-ому году.

андрей гончаров:
Gackt - Tsuki No Uta
Персональный фаворит, без вопросов. дорожка из заключительных титров аниме Texhnolyze. Есть подозрения, что без картинки песня не играет в принципе, но что поделаешь :) Вообще, факт, что _такая_ музыка оказывается любимой, наводит на определенные мысли. Кажется, что киномузыка работает каким-то своим, сложноустроенным образом.

дмитрий красноперов:
Липкие, но полезные поп-песни, как тростниковый нерафинированный коричневый сахар.
Clap Your Hands Say Yeah! - Over And Over Again (Lost And Found)
Arcade Fire - No Cars Go
Arcade Fire - Headlights Look Like Diamonds
Colleen - The Golden Morning Breaks
Звуки Му - Ганс мой ёж

особые номинации evermusic:

Мамонов года
ЛЕОНИД ФЕДОРОВ "Таял", "Безондерс"
Отчего Мамонов, почему Мамонов - это неважно. Приходит время и кому-то выпадает редкий и памятный жребий стать громоотводом, громоприводом и кардиограммой сразу, черным ящичком, за которым всегда охотятся спасатели и переводчики языка, не всегда понятными буквами которого написана наша жизнь. Совершенно небывалые силы собраны Федоровым: хор "Сирин", "Opus posth" Татьяны Гринденко, серый кардинал струнных дел Владимир Волков, подлинный автор "Города золотого" Анри Волохонский, аккордеон Сергея Щуракова, танец слов Озёрского и Введенский, званый из мест не столь от нас отдаленных. Не то сороковины после, не то до. Дано: не думать, но чувствовать. Бардо Тхёдол несуществовавших красот и образов нашей вечно исчезающей Родины для тех, кому повезло быть с ней знакомым при жизни.

Благородные пираты года
CREEL PONE
Новый лейбл, занимающийся переизданием редких записей электроакустической музыки ("1948 -1981 годов"). Мифическо - мистический персонаж Pieter Christophssen (бывший дизайнер обложек альбомов Хрватского / Кита Фуллертона Уитмана, также известный под именем DJ Hekla) колесит по земному шару, находит пыльные виниловые сокровища, подвергает их сложному процессу ремастеринга и издаёт на CD-r мизерными тиражами ("50 экземпляров"). Несложно догадаться, кто стоит за этим великодушным пиратством.
>>>
>>>

Звуконоситель года
BUDDHA MACHINE
www.fm3.com.cn/buddhamachine.htm
www.rarefrequency.com/2005/11/the_ghost_in_th.html

Камбэк года
VASHTI BUNYAN "Lookaftering"
Историю про женщину-хиппушку, потерявшуюся со своей травяной пластинкой на тридцать лет, на целый список музыкальных эпох, не слышал в этом году только самый ленивый меломан. Откопать пластинку и переиздать её на гребне фолковой волны - дело нехитрое, ну мало ли чего приливом к нам приносит. Сила в другом - какая всё же точная, нежная и пронзительная получилась у этой женщины вторая запись. Тут уже и "талант", и "не пропьёшь" - лишние слова, вот разве что приходит на ум, что эти самые тридцать лет оказались очень своевременной тишиной.

Ниже радара года
MEW "Mew And The Glass Handed Kites"
В две тысячи пятом независимые обозрения подозрительным и бесстыдным образом прохлопали ушами самый интригующий рок-альбом года - интригующий в самом прямом смысле слова, потому что эта причудливая датская полурокопера на английском с вкраплениями японского меняет ритм, тональность и размер так ловко и так часто, что ты только к надцатому прослушиванию привыкаешь ко всем этим прыжкам и малопредсказуемым переходам, а сама музыка при этом остаётся самым что ни на есть рокапопсом, вышедшем на лейбле Sony. Линия баса, откликающаяся не иначе, как на неприятное слово "вкусная", интересные, но не въедливые мелодии и совершенно космического диапазона голос, горне воркующий о чём-то совсем уж потустороннем - состоявшаяся на "Bravo!" работа по сборке кораблика через бутылочное горлышко в очень аккуратной, нехимической записи; весь остальной "рок" года хочется беззлобно обозвать тухляком и сослать в Trash.

Женщина рыбака года
EMILIANA TORRINI "Fisherman's Woman"
Девушки-воробушки, замёрзшие в 17 лет среди неподкупно чистых цветов бескомпромиссной северной природы, среди всех этих льдов, гейзеров, фьордов, исландий, норвегий, никогда не становятся взрослыми. Внутри навеки испуганных холодом нескладных тел живут горячие женские сердца, но холод сковывает им горло, не давая вольно течь волнам их бесконечной любви. Никогда эти гиперборейские богини с телами подростков не хотели выкладывать из льдинок слова "вечность", но как петь свою любовь грудью подростка, навеки сжатым горлом? Нежные героини бесконечной войны с самими собой, они выпевают детскими голосами слова, от которых взрослые плачут. А рыбаки не смогут не вернуться.

Разочарование года
KATE BUSH "Aerial"
Если долго дуешь на огонь, про опалённые брови ойкать не моги: с тяжким зубовным скрежетом музыкальные журналисты, раздувшие вокруг камбэка примы нешуточную многомесячную шумиху, ставили её диску пять звёзд из пяти - и уж выкручивались, как могли, в самой рецензии. Двойничок вышел фуфелькой - один бесспорный хит, два умозрительных, но вот же ещё полтора диска унылого мяуканья про детку, про стиральную машинку, про птичек и прочая - их-то куда? Любовная лодка, короче, разбилась о быт.

Птичий грипп года
ЛЕРА МАССКВА "Массква"
Лерочка-девочка с провинциальным паспортом на фамилию Массква, классово близкая к провинции своими целлулоидными поделками на тему Земфиры Арбениной, и откуда в твоём наивном девичьем голоске такие взрослые интонации, никак дядя продюсер научил? Ввинтишься, вбуришься в наивную детскую душу из спального района, выгрызешь там норочку, осыпешься и выпадешь - а дырочка останется. Не жалко девочек? Не жалко. То так надо. Но одно - дальше этих мелких замещений души дело не двинется, тут уж или рыба покрупнее заведётся, или девочки найдут антитела, а уж мы-то - мы не пустим.

Царь Мидас года
NINE HORSES "Snow Borne Sorrow"
Есть такая редкая категория людей, поп-кумиров, дорогих, уважаемых, милых, но не важно, как откроют эти люди рот - льётся серебро, прикоснутся к струнам - вот золото. Сильвиан из таких; расходились с женой в этом году, и диск, конечно, опять удался, но ввиду личных событий - особенно пронзительным и ярким. Зачёт автоматом, расписываться необязательно.

Сэмпл года
"GIMME GIMME GIMME" (ABBA) на сингле Мадонны "Hang Up"
Нехорошо жмущий грудь как-бы-миксдиск из франкенштейн-попа и новокаин-диско открывается беспроигрышной, заранее успешной музыкальной фразой из суперхита ABBA: кажется, это слышали даже в отдалённых деревнях Камеруна. Диск, повторюсь, слушать неприятно - во чужом пиру похмелье, вызывающее синдром укачивания. Остаётся только похмыкать по поводу того, как эта уверенная в себе женщина выцыганила из жадных шведских сонграйтеров сэмпл (до неё это удалось только Фьюджиз), и опять всех-всех уела.

Возвращение живых мертвецов года
PAUL McCARTNEY "Chaos And Creation In The Backyard"
То не "Throbbling Gistle", выпускающие новую пластинку. Это всего-навсего история совместной работы известнейшего музыканта и просто известного саундпродюсера - история столкновения двух крупных эго. Перипетии сюжета можно прочесть на сайте продюсера, с музыкантом же сюжет обошёлся совершенно немузыкально - на диске поёт игрушечный зомби из гуммиарабика. Песни вроде знакомые, но это не Сэр Пол, это курсор мыши, мнущий, рвущий и вытягивающий музыкальное полотно не последних, в сущности, опусов, в инородную сердцу субстанцию. Шутка тут в том, что если бычков вроде Radiohead или Beck можно пустить под нож, то Юпитера всё же лучше не трогать.

Крадущийся дракон года
ALVA NOTO / RYUICHI SAKAMOTO "Insen"
Эти двое тихими сапами пронесли в две тысячи пятый всё то, что прошлые два года усиленно побивали камнями самые ретивые музыкальные журналисты: эмбиент, нью-эйдж, IDM, щелчки и потрескивания - то есть вроде бы формальные причины, по которым "электронная" музыка якобы обабилась, подтухла и сдулась. Хрена с два она сдулась. Фортепиано нестыдное, привет Эрику Сати, щелчков по точной мерке, да и жужжит на пластинке так, как завещано. Самое главное: диск представляет ещё и методический интерес. Пытливые двадцатилетние юноши от электронной музыки, открыв его в звуковом редакторе и поковыряв так и сяк, издадут немало удивлённых ойканий. Такой вот added value.

Надоел года | Одолел года
DEVENDRA BANHART "Cripple Crow"
Как и несколько лет назад Бет Гибсон пробралась тихой хиппушкой по карнизу да прямо в спальню, вызвав острые противоречивые чувства, так и нынче парень в блестящих трусах берет сразу две наших номинации - позитивную и зевательную. Паспортное фото неофолка, лохматое и бородатое, в третий раз подряд хиппи-лё-фи про одно и то же, и никаких сомнений - уж коли выбрали кумиром, то сидеть на стуле, пока не повалят, и изображать передвижной цирк. Дело, ясно, неплохое, был бы толк.

Специальные номинации Алексея Мунипова:
РУССКИЕ:
Кирпичи "Царский альбом" (Гала Рекордз)
Гражданская Оборона "Реанимация" (Мистерия Звука)
Земфира "Вендетта" (Real Records)

ПЕРЕИЗДАНИЯ:
Сristina "Sleep it Off"/"Doll in the Box" (Ze Records)
"Приключения Алисы в стране чудес" (Мелодия)

САУНДТРЭК:
OST "Broken Flowers" (Decca)

DVD:
"Serge Gainsbourg. D'autres nouvelles des etoiles" (Mercury);
Продолжение серии Directors Label

Специальные номинации Ника Завриева:
ЧТИВО ГОДА:
Лоран Гарнье "Электрошок" и Мэттью Колин, Джон Годфри "Изменённое Состояние"

ЛЕЙБЛЫ ГОДА:
Type Records, Factor City

РУССКОЕ ОТКРЫТИЕ ГОДА:
Tonearm

"ЧУДА НЕ ПРОИЗОШЛО" ГОДА:
New Order "Waiting For The Sirens Call"

ПРОВАЛ ГОДА:
Patrick Wolf "Wind In The Wires"

РАЗОЧАРОВАНИЕ ГОДА:
Диджеи.

Специальные номинации Aulis:
ИЗДАНИЕ ГОДА - германский DVD-журнал Slices. Посвящен электронной музыке. Симпатичная форма подачи материала, мультимедийный прорыв в наших СМИ. Журнал распространяется совершенно бесплатно, взять его можно во многих европейских музыкальных магазинах при покупке музыки.

Игрушка года
IGOR KRUTOGOLOV`S KARATE BAND "Children 4 Muzik"
Альбом, который хочется слушать много раз.
После прослушивания хочется его подробно обсудить, возможно поспорить.
Потом его хочется прослушать еще раз... и еще раз...
Инструменты, не предназначенные для традиционного извлечения звука, штука притягательная. Игрушки с переменным успехом использовали многие музыканты.
Удачным примером можно считать Паскаля Комелада.
Оркестра из одних игрушек я не припомню.
"Children 4 Muzik" - фокус, шутка, цирковое представление, а также неблагодарный труд (возможности игрушек весьма ограничены) и обязательно немного волшебства, без которого не бывает хорошей музыки.
Радикально, весело и необычно. Один из интереснейших релизов этого года.

Чёрт ногу сломит года
Название, оформление и, собственно, музыка:
SHINING "In The Kingdom Of Kitch You Will Be A Monster"


Ковры года
SUN KIL MOON "Tiny Cities"
(сборник кавер-версий песен Modest Mouse)
С исключительной грацией Марк Козелек перепел хмурые похмельные хиты вроде бы важной, но очень уж недружелюбной группы Modest Mouse, всё это в получасе, какими-то трогательными поцелуями, едва касаясь, вытаскивая наружу и мелодику, и динамику, и прекрасный текст. "Независимая" музыкальная критика эту пластинку лениво облаяла, однако одиннадцать этих коротких песен - подвиг покрепче, чем полузабытый старый cover-B-side Тори Эмос на "Smells Like Teen Spirit" Нирваны, тоже та ещё штучка.

авторы выпуска:

Александр Решетилов
Алексей Мунипов
Андрей Гончаров
Андрей Горохов
Георгий Береш
Дмитрий Красноперов
Mаксим Семеляк
Ник Завриев
Юрий Сапрыкин
Aienn
Aulis Vierhovssen
Eismann
Panarchist
Pranzo
Shakor


evermusica.com © 1999-2006
hosting provided by i.s. astrological services
contact cd@evermusica.com to send your cd for a review



guestbook