2002 nominees:
ДЫРА ГОДА
MUM
Finally We Are No One (Fat Cat)
Находится она в правом верхнем углу коробки. Можете приклеить ее на холодильник или дать зашить своей бабушке, но лучше прижмите ее к уху как морскую раковину. Вау! слушайте - кто-то играет... кто-то выкрал карту пианино и собирается в поход... да у этого кого-то, похоже, самая лучшая музыкальная шкатулка для игры на ночных крышах! Новый альбом Mum снова записан только для детей. Нетерпеливые взрослые кричат: измена! предательство! отсутствие новых электронных идей! но кто обращает внимание? Волшебные голоса исландских фей сменяют друг друга, а неуклюжие мальчишки с газосваркой в руках как и прежде зачарованно поджигают винил. К последнему трэку звук совсем подгорит и от него ничего не останется, кроме наших чистых детских эмоций и воспоминаний. Все мы, как известно, прекрасные подсолнухи, а не какие-то там ржавые паровозы на свалке под Фриско ... >>>
НОВИЧОК ГОДА
MURCOF
Martes (Leaf)
Многие электронные музыканты, работающие с классическими сэмплами, движимы духом дадаизма-постмодернизма, и конечный результат, как правило, - коллаж, пастиш, мишмаш, деконструкция, plunderphonics, и прочая хаотичная ахинея. В худших случаях, надёрганные куски из дедушкиных пластинок грубо, не глядя, наваливают на толстую ритмическую техноподстилку. Murcof же создаёт глубокое прохладное пространство, в котором классические оркестральные и хоральные партии сосуществуют с электронными ритмами, шумами и текстурами, без субординации и без мышиного антагонизма. Возможно, это делает его музыку более гладкой и более доступной, чем, скажем, Gas с его монотонной сдавленной подводностью или Ehlers с его шершавой непроницаемой стеной звука, «анжанерной работы». Но это пространство придаёт музыке пористость и лёгкость, позвoляет ей дышать, держаться на плаву. И на слуху ... >>>
АЛЬБОМ ГОДА
ЗВУКИ МУ
Электро Т (РМГ)
Противоестественно воспринимать эту номинацию как рекомендацию слушать. Вспоминаю свою бабушку, жившую в полесской атлантиде. Никто толком не мог объяснить отчего там песок морской. Жизнь еще имела цивилизованный вид на одной-единственной улице, но чуть в сторону - и начинала стремительно преображаться. Сараи, сад, огороды, маковая поляна с остатками помады на головках, дикость всякая мелкая, болото и напоследок - речка. А на том берегу - столетние мельницы из мореного временем дерева, бескрылые черепа с пробоинами. И любые пристрастия давно там перетерты в пыль, и мои, и ваши. Дальше там вроде лес, но это только так кажется. Кричи туда - не кричи, слова закончились. Музыки там больше нет. Электро т. там. Нежность, китай, комарики, паша пошел, пара дымов, веселая и смерть. Такие вещи как "Электро Т" случаются пару раз в жизни, да и то - надо быть очень внимательным, чтобы их заметить.
ИНТЕРВЬЮ ГОДА
ПЕТР МАМОНОВ
"Музыка, писатели... Всё это такие же сомневающиеся, как и я. Более одаренные, но и у них нет ответа. А там все ответы - в одной книге. А я уже ответов хочу. Хочу, чтоб был старший - отец, беспрекословный. Вот он - "спать" сказал - идёшь спать. Как в три года - идёшь спать. А в семь - уже нет - "папа, почему? рано". Я хочу туда, чтобы когда говорится - делать без обсуждений. Если Бог в тебе, если удалось Святый Дух призвать и ты чист. Нету помыслов "вот я сейчас Святой Дух, а вечером мы тут разопьём". Нет, так не бывает. Вот и выбирай. Приходится оставлять всё старое - и музыку в том числе, любимейшую... И это благо. Потому что если у человека отменится что-либо, что ему по значимости - так себе - это одно, а если отнимется самое любимое, отнимется от тебя насовсем и ты с этим справишься - вот это будет на пользу твоей душе... Пару лет назад я бы ответил чётко совершенно по всем вашим штокхаузенам. Это ништяк, статья была бы просто. А сейчас я не знаю ничего сам... Не строю из себя никакого авангардиста. Я действительно робкий, никакой. Начинающий. Ученик, которому вдруг засветило какое-то огромное солнце и я не знаю как с этим быть. Какая музыка, какие книги, какие Штокхаузены... Причём здесь это. Это всё засохшие листья" ... >>>часть 1 >>>часть 2 >>>часть 3
РЕВЬЮ ГОДА
JINXIE
Gantz Graaf (Warp)
Autechre это Sean Booth и Rob Brown.
Autechre пишут электронную музыку.
Autechre окончательно сошли с ума примерно в 1997 году.
В последнее время музыка Autechre напоминает малопричесанный и сухой цифровой шум.
Это совершенно не означает, что их музыка неинтересна.
Релиз под неоднозначным номером WAP256 (256 это двойка в восьмой степени, знакомая любому человеку, не чуждому компьютеров - случайность?) содержит в себе последний продукт коллаборативного безумия двух эксцентричных британцев: gantz graf ep ... >>>
РЕМИКС ГОДА
VARIOUS ARTISTS
The Academic Rise Of Fallen Drifters (2.nd)
Проект ремиксов Giardini di Miro возвращает в старые добрые времена, когда вместо музыкального коммунизма и равенства музыкантов и слушателей каждый знал свое место: сочинитель творил, исполнитель озвучивал, слушатель распахивал сердце. Старая модель оказывается изумительно жизнеспособной и живучей. В сердце метят: Arne van Petegem aka Styrofoam, Hermann & Kleine, Nitrada, Turner, Thomas Knak aka Opiate, Dntel, isan, errorEncountered. Восемь восхитительных групп старательно усеивают куриными лапками вдоль и поперек все заснеженные склоны Альп, прежде неприступные. Возможно, что ощущение кажущееся, но похоже, что каждый из них чувствует себя явно свободнее, интерпретируя готовую идею, нежели добывая огонь долгим и нудным трением в одиночку.
БАРХАТНЫЕ ШТАНИШКИ ГОДА
MILEECE
Formations (Lo Recordings, 2002)
Родители - владельцы легендарной лондонской студии звукозаписи Free Range (среди клиентов и друзей - Sex Pistols, Clash, Elvis Costello). Позже - они же - основывают одну из первых студий по производству видеоклипов (клиенты - Kate Bush, Stevie Wonder, Diana Ross). Шестимесячная Mileece снимается в клипе Lene Lovich. Дедушка Max Matthews программирует первую песню в исполнении компьютера - "Daisy, Daisy". Развод родителей. Переезд в Калифорнию, "сады кристаллов" Лос Анджелеса, где завсегдатай - Тимоти Лири. Французская провинция; дом, полный животных. Сан-Франциско, позднее тинейджерство, собственная джазовая радиопередача. Лондон, степень бакалавра в Sonic Arts, специализация в generative computer languages. Переезд в Монреаль. Выпуск дебютного aльбома "Formations" на лондонской Lo Recordings. Возраст: 24 года. Это Вам не "пятилетнему Паше Пепперштейну папа Пивоваров перед почиванием Пруста почитывал". Это - настоящие бархатные штанишки, кашeмировые памперсы, серебрянная ложка во рту... >>>
КАНОЭ ИЗ СЛОНОВОЙ КОСТИ
NATASHA BARRETT
Isostasie (empreintes DIGITALes)
Труднее всего ответить на вопрос: а зачем нужна такая музыка? Для сердца такого вопроса не существует. Безусловно, ее ни насвистишь, ни напоешь, ни сыграешь на гитаре, не выстучишь на столе в ожидании обеда. Она безумно дорогая, эта электроакустика, она не имеет ничего общего ни с IDM, ни с IM, ни с AI, ее никогда не сыграют ди-джеи, а услышать по радио можно только где-нибудь в Осло. Но что поделать, когда с помощью этой неритмичной музыки Наташа открывает сердце и остается там? И вот ты словно после автоаварии недоверчиво касаешься ее, а она отвечает тебе и показывает фотографии ваших общих детей. Трэки альбома снабжены подробными комментариями - о чем, как, почему; картографирован каждый шаг. И слава Богу. В этой запутанной дактилоскопии чувств найти единственно верную дорогу бывает также важно, как и отыскать обратную.
ХИППИ ГОДА
BETH GIBBONS AND RUSTIN MAN
Out Of Season (Go Beat)
В трудовой книжке Beth Gibbons - единственная полустёртая запись: "Вокалистка ВИА Portishead". На дверях конторы "Portishead" - лозунг: "Все ушли на фронт". Не надеясь на государственный сыр и пособие по безрыбью, старушка Beth и её новый соратник Rustin Man (он же Пол Уэбб, бывший бас-гитарист Talk Talk и O'rang) оккупируют темпоральную территорию где-то между Джэнис Джоплин и Ником Дрейком, устраивают сидячую забастовку, поют песни любви и протеста, незамысловато, но от души. Голос Beth впервые не звучит как пыльная пластинка, по которой топтался полк солдат. Какие, впрочем, солдаты: make love not war. Даже в своём бывшем амплуа, на фоне юнобородого Джеффа Бэрроу и благоупитанного Эйдриана Атли, мисс Гиббонс всегда выглядела как хиппи со стажем. Trip hop is dead; бери липкую телогрейку ©, пошли домой.
КАМБЭК ГОДА
BETH GIBBONS AND RUSTIN MAN
Out Of Season (Go Beat)
В последние годы музыканты преуспели в том как заставить слушателя дописывать музыку у себя в голове вместо того, чтобы получать ее сервированной и без видимых усилий. Flanger дырявили свой звук на бесчисленные паузы, Pole без устали цинично пользовал маленький сломанный приборчик, а Murcof по-восточному умело изображал нерешительность между знаменитым этюдом Кейджа и попытками сыграть что-то без остановок. Сольный альбом Бет, лишенный былого шизофренического блеска работы над звуком, монументальности бюджета и мощной рекламной поддержки, оставляет всем тем, кто ее ждал, в общем-то, немногое. Ее голос да возможность заметить, как здорово выглядит приглушенный, нарочито задвинутый в полумрак звук. Оказывается, драгоценности куда лучше смотрятся в полумраке, чем на витрине ювелирного магазина. Королева будет ею и в телогрейке.
ОВЦА В ВОЛЧЬЕЙ ШКУРЕ ГОДА
BOHREN & DER CLUB OF GORE
Black Earth (Wonder)
Этот диск уполномочен:
а) разгневать купивших его поклонников death metal,
б) отпугнуть своим внешним видом среднестатистического потребителя более 'мягкой' музыки.
Под антрацитно-чёрной обложкой с изображением черепа, под угрожающим именем Bohren und der Club of Gore, под не менее зловещими названиями песен - "Skeletal Remains", "The Art of Coffins", "Midnight Black Earth" и "Destroying Angels" - покоится сомнамбулический густой джаз для жителей приграничных городков с населением 51201 душ. Музыка Бадаламенти в исполнении LaBradford, если воспользоваться подсказкой моего соседа. Не верьте своим глазам. Закутайтесь в целофан и кушайте Ваши вишнёвые пироги.
ЭКСГУМАЦИЯ ГОДА
MALCOLM MOONEY
песня "Salted Tangerines" на диске Andy Votel - All Ten Fingers (Twisted Nerve)
Чернокожий американский солдат, проходящий службу в Германии в шестидесятых, Малкольм Mуни, был первым солистом краутрокеров Can, пока его не заменили более безумным японцем Дамо Сузуки. После 30 летнего отсутствия в коллективном музыкальном сознании и медленного выветривания из коллективной музыкальной памяти, мавр возвращается с заводной песней про летающие солёные мандарины, грузных женщин и носорогов.
ДИСКОТЕКА ГОДА
HYPO
Karaoke A Capella (Active Suspensies)
Представьте Штирлица изображающего на рыночной площади однорукого электронного шарманщика. А у того то и дело к удовольствию публики валятся из рук все заготовленные нойз-лаунжевые прибабахи вперемешку с пожертвованными лоу-файными дензнаками, натыренными фруктами, аккордами и сэмплами. Голос за кадром поясняет: "The main idea is that I try to do a frustrating music. Some aborted pop songs. I want people to think: "It's too bad, if this track was 2 minutes longer, it would have been perfect..." Ну как тут не задрать шмайссер от радости? Как не расстрелять пару-тройку обойм, когда невероятнейшей сладости поль мориа намазывается на еще теплый колючий нойз под реверс арабского речитатива, а где-то в бэкграунде так стараются, так стараются японские лаунжевые девочки. И все это тут же падает в грязь, но погодите - однорукий Штирлиц еще умеет на скрипке! Да и споет вам не хуже пьяного Дауда ... >>>
САУНДСКЕЙП ГОДА
KLEINE AND HERMANN
Our Noise (Morr Music)
Одни любят сердцем, другие ушами. Последним в подарок - ситцевое чудо саунд-дизайна, камуфлированное под позднее лето. Нойз? Верботен! На этой подводной лодке неизвестного цвета свои порядки. Альбом счастья, изданный Morr, тем неожиданнее, что оба автора, добавившие своей крови в одну пробирку, в общем-то ничем ранее не блистали. Один обихаживал синти-поп двадцатилетней давности, другой писал невнятный хип-хоп, по темпераменту подходящий для жителей Гренландии. Но совместный альбом мало сказать, что превзошел ожидания. Получившаяся сумма действительно не равна совокупности своих слагаемых. Our Noise издевательски дрейфует каждым трэком в какую-то сторону дальнюю, как если бы существовал пост-рок, сверстанный в электро-поповом формате. Он дышит! Он нас теряет! Сделайте нам естественное дыхание. Посадите в траву. Мы возвращаемся. Убрать перископы.
ЕЩЁ ОДИН БЕСПОЛЕЗНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕРМИН ГОДА
Screengazers
Одноглазый поп-кочевник Момус, давно рвущийся в пантеон жанрооткрывателей, ежегодно придумывает новый ярлык и концептуальную подоплёку для своего творчества. Ему принадлежат такие перлы как "analogue baroque", "spooky kabuki" и "folktronica". В этом году Момус написал манифест о новом, на его взгляд, течении в музыке. Музыкантов, пристально уставившихся в экраны своих лаптопов, он именует "screengazers", по аналогии с "shoegazers" начала девяностых, которые во время концерта изучали собственные ботинки и педали гитарных эффектов. Нуждается ли жанр, благополучно существующий уже почти декаду, в новом ярлыке? - вот в чём вопрос. Если читать Момус с конца, выходит "с умом". Иногда, впрочем, ум его достигает опасного уровня борца сумо.
БУДУЩЕЕ ГОДА
ЭТО ВЫ
2002: panarchist version
1. Wechsel Garland - Liberation von History (Karaoke Kalk)
2. Murcof - Martes (Leaf)
3. Mileece - Formations (Lo Recordings)
4. Carlo Fashion - Pieces For Acoustic Instruments and Synthesizers
(Hausmusik)
5. Daedelus - Invention (Plug Research)
6. Tujiko Noriko - Make Me Hard (Mego)
7. Mum - Finally We Are No One (Fat Cat)
8. The Books - Thought for Food (Tomlab)
9. Naono - Slope Drifting (Vibrant Music)
10. Polwechsel & Fennesz - Wrapped Islands (Erstwhile)
>>>full list
2002: jinxli version
folk: arab strap 'quiet violence'
c'n'c/glitch: murkof 'martes'
pop: morr music 'blue skied an' clear comp'
improv: mimeo with john tilbury 'the hands of caravaggio'
noise: fennesz 'field recordings'
electro: esem 'enveloped'
idm: apparat 'ttrial and eror'
(post)rock: wilco 'yankee hotel foxtrot'
>>>full list
2002: сyrill (SOUP editor)
1. Interpol "Turn on The Bright Lights"
2. The Notwist "Neon Golden"
3. The Walkman "Everyone that pretended to like me is gone"
4. Liars "They threw Us all in..." / Radio 4 "Gotham"
5. Enon "High Society"
6. Spoon "Kill the Moonlight"
7. Sonic Youth "Murray Street"
8. Sqall "How things Works"
9. Yume Bitsu "The Sound of Golden Vessyl"
9. The Flamming Lips "Yoshimi Battles the Pink Robots"
10. And You Will Know Us by the Trail od Dead "Source Tags & Codes" / Pretty Girls Make Graves "Good Health"
2002: ripley version
1. dot allison - we are science
2. boards of canada - geogaddi
3. mum - finally we are no one
4. turner - a pack of lies
5. patricia barber - verse
6. transllusion - life
7. alberto iglesias - hable con ella
8. schneider tm - zoomer
9. minus 8 - minuit
10. cosmo vitelli - party day
2002: andrew_g version
1. explosions in the sky - how strange, innocent
2. wechsel garland - liberation von history (karaoke kalk)
3. dntel - life is full of possiblities (plug research)
4. pop ambient 2002 (kompakt)
5. do make say think - &yet&yet (constellation)
6. wilco - yankee hotel foxtrot
7. casiotone for the painfully alone - answering machine music (tomlab)
8. fenn o`berg - the return of fenn o`berg (mego)
9. boards of canada - twoism reissue (warp)
10. jim o`rourke - insignificance (domino)
2002: dummitri version
1. delay, vladislav - naima (staubgold)
2. the books - thought for food (tomlab)
3. ekkehard ehlers - plays (staubgold)
4. jim o'rourke - i'm happy, and i'm singing, and a 1, 2, 3, 4 (mego)
5. tim hecker - haunt me, haunt me do it again (substractif/alien)
6. mice parade - all roads lead to salzburg (bubble core)
7. burnt friedman & jaki liebezeit - secret rhythms
8. sigur ros - () (fat cat)
9. andrew pekler - station to station (~scape)
10. fenno'berg - the return of fenn'o'berg (mego)
>>>full list
2002: bungle version
1. Burnt Friedman & Jaki Liebezeit "Playing Secret Rhythms"
2. Primal Scream "Evil Heat"
3. John Zorn & Masada String Trio "Film Works IX Vol.1 Secret Lives"
4. John Zorn "I.A.O."
5. Amon Tobin "Out From Out There"
6. Cuong Vu "Come Play Witn Me"
7. Death In Vegas "Scorpio Rising"
8. Bill Ware "Sir Duke"
9. Sven Vath / Richie Hawtin "The Sound Of The Third Season"
10. Beth Gibbons & Rustin Man "Out Of Season"
2002: igun shakor version
1. Звуки Му - Электро Т (RMG)
2. Natasha Barrett - Isostasie (empreintes DIGITALes)
3. Mum - Finally We Are No One (Fat Cat)
4. Beth Gibbons and Rustin Man - Out Of Season (Go Beat)
5. Beef Terminal - The Grey Knowledge (Noise Factory)
6. V/A - Academic Rising of Fallen Drifters (2.nd)
7. Murcof - Martes (Leaf)
8. Kleine & Hermann - Our Noise (Morr Music)
9. Tujiko Noriko - Make Me Hard (Mego)
10. Amadou and Mariam - Wati
>>>full list
Итоги 2002 года также:
Pitchfork... >>>
Wire... >>>
Fallt Publishing... >>>
Brainwashed... >>>
Simon Reynold... >>>
Boomkat... >>>
Area Industries Records... >>>
Styrofoams... >>>
Robin Isan... >>>
Toe Isan... >>>
Lali Puna... >>>
London Warpmart... >>>
Howie... >>>
Morr Music... >>>
Ulrich Sсhnauss... >>>
Manual... >>>
Progressive Form Records... >>>
full list of Boomkat friends charts... >>>
и почти везде... >>>
articles:
issues: