evermusic-2004
 


всё о 2004:

::впечатления::
Андрей Горохов
Алексей Мунипов
Юрий Сапрыкин
Максим Семеляк
Олег Тарасов
Соня Соколова
Андрей Носков
Ник Завриев
Aulis Vierhovssen
Aienn
Eismann
Александр Решетилов
Виталий Кот
Иван Bungle
Дмитрий Красноперов
Panarchist
Андрей Гончаров
Эдуард Соломыкин

::рекомендации::

::номинации evermusic 2004::

рецензии:

Ariel Pink's Haunted Graffiti...>>>
Styrofoam...>>>
Pandit Pran Nath...>>>
Коллежский Асессор...>>>
Apparat...>>>
Duo505 (Fleischmann and Weixelbaum)...>>>
Nova Huta...>>>
Kammerflimmer Kollektief...>>>
Borisov & Nikkila...>>>
Hans Reichel...>>>
Bjork...>>>
To Go Find...>>>
Lali Puna...>>>
OOIOO...>>>
V/A Dars Records...>>>
Kat Cosm...>>>
Trapist...>>>
Tears For Fears...>>>
Agents Xi...>>>
Music A.M...>>>
Air...>>>

темы:

"Нашествие" from inside...>>>
Музкритика по-русски...>>>
Федоров...>>>
Мамонов...>>>
Драйв?...>>>

dance about
architecture:

muzprosvet reviews...>>>
dj martian blog...>>>
brainwashed...>>>
pitchforkmedia...>>>
guide to discography...>>>
allmusic...>>>

послушать:

SoulSeek...>>>
recordings.ru...>>>
mp3-Muzprosvet...>>>

мейлордеры
evermusic 2005
evermusic 2003
evermusic 2002
evermusic 2001
e-mail




ваши впечатления от музыки в 2004?

андрей горохов:
Становится больше музыки, сыгранной вживую, больше "странного рока", больше "театрализации", больше "психоделии". Стало значительно больше песен. Но музыку в целом становится всё легче и легче игнорировать. Увидев длинный список новых компактов, вовсе не хочется куда-то нестись, кого-то упрашивать дать их послушать или, тем более, их покупать. Не исчезает ощущение, что постоянно наталкиваешься на одни и те же правила игры и границы музыки. Эти правила и границы сами музыканты то ли не вполне осознают, то ли, наоборот, сознательно эксплуатируют. То есть "вся эта музыка" - нечто вроде перманентного изобретания и разрисовки велосипеда. А ты стоишь и оцениваешь очередной велосипед со стороны, но не собираешься ездить на нём. И хочется тебе чего-то иного, не велосипеда уж точно. И потому вопрос стоит, скорее, не "Что в этой музыке нового/интересного?", но "Почему ты сам это всё ещё слушаешь? Какое тебе до всего этого дело?"

aienn:
Cложный год, мало цветов маковых на нашем поле, не собрать букета для любимой. Тем не менее, выявилась любопытная, но ожидаемая тенденция. О позапрошлом годе электронная музыка ринулась массово петь, чтобы как-то оправдаться. Балл начислен, но студент не зачислен - хорошо, но не гениально. О прошлом годе музыка, получившая вокал, побросала ноутбуки и сэмплеры и ринулась было играть на живых инструментах (или же звать человеческих музыкантов) - и, казалось бы - вот он, сальвейшн, вот она, новая откровенность и новая доступность. Ан нет. Инструментальная эквилибристика, оказывается, та же форма - никакого отношения не имеет к сути; оркестр клуба электронных (гитарных; клавишных; вокальных) сердец никакого отношения к сердцевине музыки не имеет. Акын, полчаса терзающий одну-одинешеньку струну все так же актуальнее, интереснее (да и вообще вне времени), чем полчища, толпища сугубых профессионалов. Время звякнуло и повернулось вспять, от музыки к сердцу человека-музыканта. Что в этом сердце - покажет 2005-й, я уверен.

максим семеляк:
Все мои основные музыкальные переживания 2004-го с собственно музыкой напрямую и не связаны – скорее с банальной человечиной. Мне было плохо, когда умер Джон Бэлэнс. Мне было хорошо, когда Майкл Джира водил меня по Нью-Йорку. Мне было приятно, когда Егор Летов включил в альбом "Реанимация" песню, которую я ему посоветовал. Мне было невероятно интересно, когда я слушал концерт Owl Project – опять-таки не из-за музыки (шум и шум), а из-за техники которой эти самые Owl Project пользовались. Наконец, мне было весело, когда я сыграл пару концертов в составе "Ленинграда". В музыке, насколько я вообще могу судить, ничего сверхъестественного не произошло – просто появилась дюжина-другая пластинок, без которых лично я чувствовал бы себя хуже, или как минимум, скучнее.

eismann:
Очень смешаный был год, нет ни одного музыкального течения, о котором можно было бы сказать, что оно "заполонило", как в своё время трип-хоп, джангл, или IDM. Я очень доволен, что игры с электро, наконец, породили интересный электро-хаус, смотри лейблы Kompakt, Musik Krause, Bpitch Control.
В шумовой и силовой электронике и индастриале развилось целое поколение музыкантов, играющих довольно спокойную музыку в холодных и жёстких тембрах. Эти ребята долго окукливались, но сейчас их крылышки вспухают на самых разных бабочках. Их музыкальные идеи в минувшем году захлестнули много смежных жанров и особенно интересно обновили классический IDM, где к вечным интонациям "Дай потрогать!" и "Ещё нежнее..." добавились прохладные, аккуратно зашумленные музыкальные ходы. Это наконец-то выравнивает сентиментально-наивный крен так называемой "умной электроники".
Идеи выступающего уже сорок лет коллектива АММ дали нам сначала Fenneszа, а теперь уже и целый жанр. Как бы его удачно назвать? Композиции часто представляют собой комок гитарной дрон-музыки, в котором зажат found sound и то, что осталось от clicks and cuts. Смотри лейблы Erstwhile, Staubgold, Hapna, Grob - на них, я считаю, выходит сейчас самая сложная и "взрослая" неакадемическая электроника. Жанры, которые сдулись до размеров элементов других жанров: силовая электроника, clicks'n'cuts, фьючепоп.

алексей мунипов:
Все неплохо. Лучше, чем в прошлом году.

aulis vierhovssen:
2004 - год заката серийности. Если, скажем, в 1997 году все беспокоились о том, что Продиджи записали альбом в спальне и сейчас на рынок хлынут тысячи подобного рода звезд из спален с неизбежной потерей качества, то в 2004 серийность музыки действительно серьезно сдала позиции. Общие формулы успеха интеллектуальной электроники стали понятны широкому кругу слушателей и музыкантов, информационные ресурсы показали неспособность систематизировать и осветить все возрастающий напор качественного музыкального продукта. Всё это ведет к заметной девальвации целого набора жанров. И, соответственно, подъему и расцвету проявлений эмоционального в музыке, к чему можно отнести популяризацию тех же Air.
В списке моих предпочтений набрал вес гитарный рок, те песни, которые способны взять за живое.

юрий сапрыкин:
Все идет по плану.

aндрей носков:
Отмечу локальную тенденцию: звуковая аура Москвы заметно улучшилась, приблизившись к среднеевропейскому уровню. Тому свидетельство не только впечатляющая концертная афиша-2004, но и разные значимые мелочи - например, подвижки в музрепертуаре городского общепита - они повсеместные и совершаются в правильном направлении.

соня соколова:
Она все еще есть, и это обстоятельство вызывает двойственные чувства.

nick zavriev:
Ничего принципиально нового, но как водится много очень хороших релизов и на удивление много хороших концертов. В качестве тенденций года хочется отметить во-первых тотальный фьюжн и смешение всего со всем (брейк-рок, электро-хаус, глитч-фолк, индитроника и т.д.), а во-вторых то, что наконец-то все технические тенденции, которые были заметны в т.н. экспериментальной музыке, наконец-то интегрировались с более "человечными" муз. формами и инновационная музыка наконец-то стала пригодна к прослушиванию (красноречивей всего это показали Apparat со своим песенным проектом и Patrick Wolf).

edward s:
Год для меня не густ количеством чужой музыки, зато удовольствия было много в пересчете давления на единицу виниловой площади. Было много наивного кайфа, меньше занудства и сомнений. Было у меня много споров с друзьями. По большей части меня обвиняли в потере "духовных" критериев и отсутствии "возвышенности" в пристрастиях. А я и не отбрыкиваюсь, ибо признаю публично - всякие компьютерные лоу фай-извращения, даже хип-хоп наивняк и французская самодеятельность были моими спутниками в 2004 году! Понятно, что не модно, уже не трендово, ну и что с того. Эта музыка несла мне незамысловатую бытийную радость. По сути дела, это по разному вменяемая поп-продукция. Диски эти я ставил многократно, и даже уже не для "вслушивания", а чтобы что-то звучало и радовало людей. И таки радовало!

александр решетилов:
Забавно. Каждый год не приносит особых сюрпризов. Ситуация в России в плане музыкальной индустрии все еще расстраивает, но, радует, что она сдвинулась с мертвой точки. Из позитивных моментов хочется отметить появление Аванта и (без особой скромности) Marshmallow Wednesdays. А еще диск Domino в одном (а может, двух) из мейнстримовых журналов. Иностранные лейблы выпустили некоторое количество свежо звучащих релизов. Это хорошо. Overall, я доволен. Как обычно.

виталий кот:
2004-й был очень насыщен музыкой. Сожаление вызывает то, что она проходила поверхностно, фоном, на котором протекает жизнь. Утром во время завтрака; в плеере по дороге на стоянку; в авто, добираясь на работу; вечером между семейными делами и заботами... Поэтому отложилось все-таки, наверное, то, что действительно заслуживает быть отмеченным как лучшее. Москва, как мне кажется, была богата хорошими концертами в этом году. Были замечены Tortoise, Xiu-Xiu, Zion Orchestra, Apparat, Patrick Wolf и др.

андрей гончаров:
Отдельно: The Conet Project: "Recordings of shortwave numbers stations" (Irdial, reissue).
А так: William Basinski "Disintegration Loops" I-IV (2062), The Arcade Fire "Funeral" (Merge Records), Oren Ambarchi "Grapes From The Estate" (Touch), Morrissey "You Are The Quarry" (Attack), Hauschka "Substantial" (Karaoke Kalk).

олег тарасов:
Самое впечатляющее из последнего - развитие компьютерных и сетевых технологий и как результат - появление огромного количество сетевых лейблов, таких как, к примеру, www.comfortstand.com и www.wmrecordings.com, на которых буквально из ниоткуда появляются различные интересные проекты. С некоторой садомазохистской истомой предвосхищаешь смерть музыкальной индустрии. В первую очередь всех этих гребаных BMG, Universal, да Sony music. Также радует и увеличение количества сетевых радиостанций, теперь можно слушать сотни станций, не ограничивая себя выбором из нескольких убогих FM-точек, ловящихся в регионе.
Даешь выделенку в каждый дом ;)

иван bungle:
То, что осталось за бортом, оказалось интересней самого 2004-го. Как это и бывает, хорошие вещи (и мысли) пришли позже. Остается надеяться, что на борту 2005-го будет больше приключений, неизведанных мест и обязательных разных интересных диковин.

что из услышанного в 2004-ом вы могли бы рекомендовать?

panarchist:
Hans Appelqvist "Bremort" (Komplott) >> >>
Blonde Redhead "Misery is a Butterfly" (4AD) >>
Homelife "Guru Man Hubcаp Lady" (Madwaltz/Ninja Tune) >>

дмитрий красноперов:
Hauschka "Substantial" (Karaoke Kalk, 2004) >>
Gong Semara Dana "Sekhe Gong Semara Ratih" (JVC World Sounds series, 1998) >>

юрий сапрыкин:
Devendra Banhart "Rejoicing In The Hands"/"Nino Rojo"
Fennesz "Venice"
Franz Ferdinand "Franz Ferdinand"

максим семеляк:
Мне искренне нравятся практически все официальные и полуофициальные герои года - от Franz Ferdinand и Libertines до Animal Collective и Девендры Банхарта. Но поскольку их рекомендовать смысла нет, то вот тройка, для которой критическая поддержка явно будет не лишней:
Frog Eyes "Folded Palm"
Flotation Toy Warning "Bluffers Guide To The Flight Deck"
Ella Guru "The First Album"
лучшая русская группа - это "Палево"
(бывшая "Кровь"; альбомов в привычном понимании слова у них, правда, нет)

алексей мунипов:
ISO68 "Here/There Played By" и оригинал "Here/There" Hausmusik
Оба - прошлогодние, но узнал их и беспрерывно слушал именно в этом.
Dani Siciliano "Likes..." !K7
Phoenix "Alphabetical" Source

aulis vierhovssen:
Kettel "Volleyed Iron"
Air "Talkie Walkie"
Morrissey "You Are The Quarry"

eismann:
Mind.in.a.Box - Lost Alone (Dependent/Metropolis)
E.Ehlers / J.Suchy / F.Hautzinger - Soundchambers (Staubgold)
World's End Girlfriend - Dream's End Come True (Midi Creative Co)

соня соколова:
Bjork "Medulla"
Modest Mouse "Good News for People Who Love Bad News"
Polysics "Polysics Or Die!!!"
из русских - Blind Vandalх

олег тарасов:
Felix Kubin "Matki Wandalki" >>
Fog Child "Sadness vs. Madness" >>
альбом израильского(!) проекта, выдержанный в духе и звуке альбома "Future" Bernie Green начала 60-х
КИМ и БУРАН "Rock-n-Robot"
дико нравится этот пока еще находящийся в процессе альбом Славы Завьялова

aндрей носков:
William Parker "Painter's Spring" (2000)
Сеcil Taylor "For Olim" (1986)
Albert Ayler "Live in Greenwich Village" (2CD, 1967)
(в порядке убывания доступности, что бы это слово ни означало)

aienn:
Namibie: Chants des bushmen Ju'hoansi >>
Год издания - 1997. В голове и в сердце - 2004. Просто, откровенно, безыскусно - или очень искусно, как посмотреть. Музыка как часть жизни, музыка для жизни
Brokenhearted Dragonflies "Insect Electronica from Southeast Asia" >>
Пожалуй, самые древние песни за всю историю эволюции жизни на земле, тут даже птицы Мессиана посторонятся. Если эмоциональную сторону оставить авторам, то звук - это шумовой ambient

nick zavriev:
Patrick Wolf "Lycanthropy"
Apparat "Peel Session"
Explosions In The Sky "Earth Is Not A Cold Dead Place"

edward s:
Hypo "Random Veneziano" (Active Suspension)
Rob Sonic "Telicatessen" (Def Jux)
Dat Politics "Go Pets Go" (Chicks On Speed)

александр решетилов:
Mantler "Landau" (Tomlab)
Kazumasa Hashimoto "Epitaph" (Flyrec)
Kyo Ichinose "Lontano" (Cubic Music)

виталий кот:
Califone "Heron King Blves"
Christian Kleine Real Ghosts"
Xiu Xiu "Fabulous Muscles"

иван bungle:
Mike Patton / Kaada "Romances" (Ipecac)
Matthew Shipp "Harmony and Abyss" (Thirsty Ear)
The Bad Plus "Give" (Sony)

андрей гончаров:
Оливье Мессиан "Квартет на конец времени"
The Smiths "The Queen Is Dead"
Rhythm & Sound "With The Artists"

андрей горохов:
Sun Ra начала 70х
Art Ensemble Of Chicago конца 60х - начала 70х
John Tilbury - играет Мортона Фелдмана, Корнелиса Кардью, Кристиана Вольфа

НОМИНАЦИИ EVERMUSIC:

Тренд года
Электронный пост-панк (от Xiu Xiu до Патрика Вульфа)


Надежда года | Лучшая рецензия года
The Konki Duet "Il Fait Tout Gris" [Active Suspension]

Экспорт принцесс, как экспорт селёдки, производится из Исландии, в бочках, в ящиках, "не кантовать", бесконечные партии хрустальных туфель, полных гороха, таможенники вспарывают перины в поисках контрабанды, на лбу у принцесс знак качества, на большом пальце ног - ярлык "Сделано в Исландии", срок годности 5 лет, порядковые номера, и имена длиною с Северно-Ледовитый Океан - Kristin Anna Valtysdottir или Bjork Gudmundsdottir, у принцесс поставленные голоса маленьких девочек (хотя Gudmundsdottir - сорокалетняя дама), они могут петь в режиме "мама, мне страшно, в шкафу злая ведьма Гуннвор", в режиме "ура, мне купили новую пожарную машину", в режиме "всхлип, сейчас закачу истерику"; эти принцессы-полуфабрикаты идут на расхват, на ура, пришлите ещё, и мне, и жене, и кокоше.
А между тем в городе П. живут настоящие принцессы, с короткими, как пощёчина, именами - Куми, Зои, Там, эти принцессы курят, пьют красное вино, поют человеческими голосами, шершавыми и ломкими, японка Куми поёт по-французски, француженка Зои - по-японски, русская Там, она же Тамара, - по-английски, настоящие принцессы не любят арифметику, настойчиво называя своё трио дуэтом, a "конки" по-японски - настырность, настойчивость, упорство, Куми играет на трубе, Тамара - на скрипке, как лемуры, они любят Blonde Redhead и Swans, их первый диск вышел на Active Suspension ("the best label in the world"), они называют свои выступления не концертами, а "чаепитиями", и хотя эти чаепития пока звучат намного убедительнее, чем студийные записи, ну и что, зато их хрустальные туфли не пахнут селёдкой.

Reissue года
Ghedalia Tazartes "Diasporas/Tazartes" [Alga Marghen]

Гедалия Тазартес был упомянут в знаменитом "списке Nurse with Wound" (вложенный в конверт первой пластинки NWW перечень групп и музыкантов, оказавших влияние на Стивена Стейплтона) и, как и многие другие фамилии из того списка, долгие годы считался плодом воображения Стэйплтона. Несмотря на то, что Diasporas/Tazartes - уже четвёртый диск, выпущенный Alga Marghen в рамках переиздания творчества Тазартеса (обьединяющий в себе его первый и четвёртый альбомы, вышедшие в 70х), об этом музыканте по-прежнему почти ничего не известно, кроме того, что он живёт и здравствует в Париже и иногда пишет музыку к кинофильмам (его последний альбом Voyage a l'ombre был выпущен в 1997 году мизерным тиражом). Тазартес называет своё творческое кредо, свой жанр неологизмом impromuz; в основе музыки лежит полифония голосов - Гедалия может петь одновременно как дервиш, кантор, муэдзин, городской сумасшедший или ребёнок, воспитанный стаей волков. Инструментовка минимальна - прото-сэмплирование пронзительных иерихонских (и водосточных) труб, зубовный скрежет, tape-экперименты, сквозь которые изредка пробиваются лирические шансоны о Нотр-Даме, детские попевки и стихи Малларме.

Reissue года #2
Arthur Russell "World of Echo" [Audika]

Музыкант-легенда, погибший от СПИДа в начале 90х. Автор трёхминутных поп-симфоний, вооружённый всего лишь голосом-полушёпотом, виолончелью и эхо-педалью. Свою музыку Расселл именовал "буддистский баббл-гам". World of Echo - переиздание пластинки, коллекционной редкости, вышедшей в 1986 году. Первый (ограниченный) тираж включает DVD.

Танцы на Волшебной Горе года
Post Industrial Boys "Post Industrial Boys" [Maxernst]

"В горах моё сердце, а сам я внизу". Томас Бринкманн продолжает экспедицию по поиску полезных музыкальных ископаемых в горах Грузии. Прошлогодний диск Туси Беридзе (TBA) без сомнения стал бы диском года для пишущего эти строки, если бы он, то есть я, услышал его вовремя. Post Industrial Boys, проект ещё одного ГОСЛАБоранта, Гоги Дзодзуашвили, занимает почётное место между изысканным аскетизмом Туси Беридзе и глянцевой слоёностью/слоновостью Ники Мачидзе (Nikakoi). Танцевальные ритмы, хрупкой красоты мелодии, трёхязыкие тексты с прекрасными макаронизмами ("shaving their сахэ with sensitive бритва"), глубокие отрешённые голоса без грамма ненужного напряжения; даже имена исполнителей читаются как музыка для глаз - Ираклий Какабадзе, Майя Сумбадзе, Нина Чубинишвили, Рати Амаглобели, Нино Палавандишвили...

Mixtape года
M.I.A. / Diplo "Piracy Funds Terrorism, Vol.1" [Hollertronix]

Пока индустрия звукозаписи изощряется в борьбе с аудиопиратством, постепенно перерождаясь в оборонную промышленность (новинка сезона - самовзрывающиеся компакт-диски со стопудовыми замками целомудрия), музыканты продолжают искать более бесхитростные пути распространения своих трудов (любопытный пример - французская группа Drahomira Song Orchestra рассылала свои диски ни о чём не подозревавшим людям, случайно выбранным из телефонного справочника). Молодая жительница Лондона шри-ланкийского происхождения M.I.A. (настоящее имя - Maya Arulpragasam) ещё не выпустила ни одного 'официального' альбома (её первый сольный диск - "Arular" - увидит свет только в феврале), но уже удостоилась целого разворота в "Нью-Йоркере" и восторженных отзывов в других бумажных и электронных журналах. Неофициальный дебют, записанный M.I.A. с диджеем из Филадельфии Diplo в его квартире, распространялся путём швыряния дисков в публику во время концертов, и на сегодняшний день обладателями его являются только счастливчики с наиболее развитой координацией движений. Безукоризненная коллекция хип-хопа, рэгги, даба, фанка и пресловутого "грайма", с названием ("[Аудио]пиратство спонсирует терроризм") явно заимствованным из классики русской поэзии "сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст".
Статья в Нью-Йоркере (автор - бывший лидер пост-рокеров Ui, а ныне - журналист-блоггер Sasha Frere-Jones) >>

Сборник года
Cambodian Cassette Archives:
"Khmer Folk & Pop music Vol.1" [Sublime Frequencies]

Поп-музыка Камбоджи 70х-90х, спасённая с повреждённых и выброшенных аудиокассет из азиатского отдела одной из калифорнийских публичных библиотек. Практически всё, что было выпущено на Sublime Frequencies (лейбл рок-безумцев Sun City Girls) в этом году - "Brokenhearted Dragonflies: Insect Electronica from Southeast Asia", "Radio India: The Eternal Dream of Sound", "Bush Taxi Mali: Field Recordings From Mali", "Princess Nicotine: Folk and Pop Music of Myanmar (Burma)" и многие другие - заслуживают по меньшей мере внимания.

Грегор Замза года
Gonzales "Solo Piano" [No Format]

Чилли Гонзалес - некоронованный принц берлинского андерграунда, в течение четырёх лет балансировавший на грани между хип-хоп-буффонадой и полукитчевой, пронзительной нежностью. В песне "Gringo Star" на дебютном альбоме, Gonzales Uber Alles, голос Чилли внезапно становился серьёзным, и чётким речитативом произносил: "Музыка - это форма контроля мыслей, с ней нечего баловаться (don't fuck around with it), особенно если у Вас нет таланта, а посему почаще тусуйтесь с друзьями, курите траву, возьмите, в конце концов, пару-тройку уроков игры на фортепьяно ...". О количестве выкуренной Гонзалесом анаши ходят легенды, но мало кто знал, что в своей предыдущей - канадской - инкарнации Джейсон Бек (настоящее имя) был профессиональным пианистом, подрабатывавшим на сеансах немого кино. И уж совсем никто не предвидел этой - самой неожиданной - трансформации года: Чилли сбросил шкуру небритого жёлтозубого рэппера, переехал жить в Париж, продюсировал и аранжировал последний альбом Джейн Биркин (и Шарля Азнавура, но последний вовремя(?) уволил Гонзалеса) и, наконец, вернулся к своим тапёрским корням, выпустив диск инструментальной фортепианной музыки. Существует даже сайт, где Чилли даёт мастер-классы игры на рояле и выкладывает многостраничные партитуры своих произведений, таких как "Gogol" и "Paristocrats".

Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифировичем года
Keith Rowe и Eddie Prevost

Печальная история. Междоусобные перипетии музыкантов, как и разводы голливудских звёзд, обычно относятся к жанру светских сплетен. Но этот случай уникален. Keith Rowe и Eddie Prevost играли вместе с 1965 года, в старейшем электроакустическом импровизационном коллективе AMM. За их плечами - многие десятки, если не сотни, пластинок, сольных проектов и коллабораций с другими музыкантами, они оказали влияние на новое поколение адептов жанра, который сейчас именуют "egoless improv" (см., например, каталог американского лейбла Erstwhile) - влияние как на техническом, так и на мировоззренческом уровне. В этом году Eddie Prevost опубликовал свою (вторую) книгу - "Minute Particulars" (в издательстве Matchless), сборник эссе разных лет, включая 110-страничный манифест, в котором очерчиваются его философско-религиозные взгляды и развивается концепция "коммунитарианизма" в музыке. В эссе Превоста достаётся многим 'священным коровам' - Кейджу, Штокхаузену, Зорну, трио Ганелина, но главной жертвой нападок и претензий, как ни странно, оказывается Keith Rowe. Яростной критике подвергается также диск, известный многим читателям evermusic - Hands of Caravaggio. Послужила ли книга главным толчком или всего лишь катализатором ухода Keith Rowe из AMM - неизвестно.
Дополнительное чтение:
рецензия на книгу Превоста >>
комментарий Превоста на рецензию >>
дискуссия о Hands of Caravaggio и критике Превоста на рецензию >>

"Догма" года
The Third Eye Foundation "Oumupo 1" [Ici d'ailleurs…/0101]

Стравинский утверждал, что чем больше у художника ограничений, тем больше у него свободы. В 60х-70х во Франции было основано "общество потенциальной литературы" (Oulipo), члены которого разрабатывали различные изощрённые ограничения для расширения рамок возможного в письменных текстах (так, например, Жорж Перек написал роман без единой буквы 'e' - самой частоупотребляемой буквы французского алфавита, а позже написал рассказ, где никаких других гласных, кроме 'е' - оставшихся у него в избытке - не использовалось). В 1995 году датские кинематографисты во главе с фон Триером написали манифест "Догма", призывая своих коллег дать "обет целомудрия": следовать - в целях возвращения к "чистоте" и аскетизму "настоящего кино" - строго обозначенным правилам при создании своих опусов. В 2004 году французская компания Ici d'ailleurs… обьявила о реанимации под своей эгидой сравнительно бездействующей ветви Oulipo - Oumupo [общество потенциальной музыки]. Новые 'правила игры в Oumupo' включают, среди прочих, следующие: в качестве сырья для создании музыки можно использовать только материал, выпущенный на Ici d'ailleurs…, каждый альбом должен длиться ровно 42 минуты, конец диска должен плавно перетекать в его начало для возможности проигрывания на постоянном повторе ("loop"), и т.д. Несмотря на кажущуюся нехватку воображения у авторов этих "ограничений", первый продукт "нового" Oumupo - диск Mэтта Эллиота (Third Eye Foundation) - посредственным не назовёшь. И хотя это, по своей сути, - диджей-микс (вернее, его садистская версия - у диджея связаны руки, парализованы ноги, и конфисковано большинство пластинок), результат имеет неповторимое звучание, характерное для Third Eye Foundation - расстроенные фортепиано и духовые, играющие сквозь толстые пласты подводного царства и записанные на обуглившуюся плёнку, спасённую из пожара. (К диску также прилагается комикс, сделанный по правилам Oubapo [общество потенциальных комиксов], рассказывать о которых здесь не представляется необходимым).

Принцесса года
Stina Nordenstam "The World Is Saved" [A Walk in the Park/V2]

Волшебный, совершенный поп-альбом, записанный со шведскими джазовыми музыкантами, скворечник Корнелла, нестареющий голос мудрого ребёнка, доносящийся из инопланетного патефона, игла солнца в пыльной бороздке гончарного круга зимы.

А теперь мы идём к вам года
Ariel Pink's Haunted Graffiti "The Doldrums" [Paw Tracks]

Ариель Пинк - инфан террибль лоу-файных консерваторий и FM-ных кошмаров. Там, за цинковым занавесом, до сих пор гадают, что там у этого парня в голове - мозги Эйнштейна или одна крупная немочь. Нам, правда, надо честно признать, что эта музыка, балансирующая не то что на грани качества, а на грани исчезновения, столь весело-тонкая, такая дрэнкануто-рваная, она со всеми своими коннотациями и аллитерациями оставляет нас вне контекста, всякий раз пролетая мимо, в какую бы сторону не подул ветер. Можно, конечно, наблюдая через пуленепробиваемое стекло, по-человечески определиться: сколько граммов, эйнштейн или нет, керри или буш. Но есть способ поступить иначе: сесть и сцедить свой контекст, наблюдая чужой закос под праздник как радость собственную, разгуляй-люси в небе как игру облаков, по которым, скорее всего, одинаково гадают, что в Андах, что на Алтае. А как именно - слушателю предстоит разобраться самостоятельно (и это прекрасно).

Товар лицом года
Rune Grammofon и дизайнер Kim Hiorthoy

В эпоху развитого солипсизма, когда размеры аудиоколлекций определяются не временем, проведённым в пыльных полуподвальных помещений в поисках винилового руна, и не глубиной кармана, а всего лишь скоростью модема и обьёмом 'твёрдого диска', искусство оформления обложек дисков/пластинок вымирает. Rune Grammofon из Швеции - одна из немногих звукозаписывающих компаний, по прежнему трепетно относящихся к обложкам как к произведениям искусства. Все их диски оформлены дизайнером (и, по совместительству, электронным музыкантом) Kim Hiorthoy. Радует и тот факт, что за прекрасными фасадами скрывается не менее прекрасная музыка: >> >> >> >>

Концептуальный альбом года
Toog "Lou Etendue" [Karaoke Kalk]


Тема - любовь во времена терроризма. Исторический источник вдохновения - цикл стихов Гийома Аполлинера "Послания к Лу". Источник вдохновения из реальной жизни - актриса/фотомодель Азия Ардженто.

Формалист года
Hey

Загадочный житель Берлина Hey выпустил в минувшем году два звуконосителя:
а) малотиражную ярко-оранжевую аудиокассету "Magnetophone" с 'французскими даб-шансонами... идеальными для прогулок, поездок в автомобиле, слушания на кухне или в ванной ... девчонки от них без ума' и
б) 40-страничную книгу комиксов художника Metaphrog с - в качестве приложения - виниловым синглом "Dreams Never Die" (на котором также можно услышать ремикс, сделанный Mum). По слухам, свой следующий альбом Hey выпустит в свет на цилиндре Эдисона.

Сибирь уже здесь года
Dars Records

Хрупкая и застенчивая мода на IDM длилась немногим дольше русской зимы, а этого времени России всегда было достаточно, чтобы и очередного Наполеона приструнить, и свою ядерную бомбу измыслить. Обойма молодых да наглых из Сибири сумела влить что-то крепкое в одноразовые европейские музыкальные меха. Непонятным образом через витки металлической стружки проступает несокрушимый русский мелодизм - с одной стороны отсылающий к обетованным временам Amber, а с другой - более интересная и раскованная нежели у музыкальных пращуров музыка. Реанимацию ортодоксального IDM не назовёшь своевременной, но в том-то и прелесть, и горняя справедливость. Еще три года назад (как это было с теми же ЕИ) за одно простое звукоподражание и самопозиционирование в этой стилистике тебя носили на руках и девушки бросали в воздух уместные в таких случаях детали одежды. Сейчас, когда скоротечная мода сошла на нет, ни на кого техногенная непонятность не оказывает прежнего чарующего воздействия. В ближайшие пару лет в моде новая искренность. Хорошее время слабым умереть, а сильным сделать что-то, чего будет жаль не заметить. Dars Records Crew в начале этого пути, и если хотя бы две-три команды будут записываться и через три года, значит дело было стоящим. Не так часто в нашей стране удаются столь организованные брусиловские прорывы.

Мамонт года
Bark Psychosis "//codename: dustsucker"

После десятилетнего молчания, после семи (!) лет (!) колыхания в файлообменных сетях - и всего лишь после шести часов экспозиции в уже умершей audiogalaxy - собранный, сшитый, выцеженный, высчитанный, но ничуть не блеклый, не вторичный и не перепродюсированный - вневременной альбом этого года. Безупречно оформленный, безупречно сделанный, настоящий.

Психоделия года
Franklin Delano "All My Senses Are Senseless Today"

Не первой и не второй любви предмет, отдается случайно и как бы понарошку, когда рука уже тянется к "стоп", но замирает на полпути, и хорошо, что так. Тяжелая, неповоротливая, по-хорошему массивная музыка.

Последний сон разума года
Auburn Lull "Cast From The Platform"

Все холодные пальцы, все запотевшие с рассветом окна, все спящие тонкие блондинки в твоей холостяцкой квартире поутру, весь истаявший голос и все пересохшие губы - они здесь. Под десятую, Sovereign Messages, согласишься и проснуться, и уснуть навеки.

Паузы и умолчания года
Trapist "Ballroom"

Электроакустическое исследование природы звука и природы тишины, из которой звук рождается и в которую умирает. самый внимательный, аккуратный и интеллигентный альбом на звуковом ландшафте 2004 года. Руководство по использованию подручного акустического пространства; практикум; настольный диск, наконец.

Один в поле воин года
Леонид Федоров

превратился в уникальную фигуру на российской альтернативной сцене. Каждую песню он исполняет так, как, наверное, писали когда-то иконы. На сцене ему уже никто не нужен.

Человек-оркестр года
Mike Patton

Его лэйбл "Ipecac" побил все рекорды интересной музыки в этом году : The Melvins / Lustmord "Pigs Of the Roman Empire", Mike Patton / Kaada "Romances", Jello Biafra / Melvins "Never Breath What You Can`t See", Trevor Dunn`s Trio Convulsant "Sister Phantom Owl Fish", Eyvind Kang "Virginal Co Ordinates", Bohren & Der Club Of Gore "Black Earth", Flat Earth Society "ISMS" и многое наверняка (не прослушанное) хорошее другое. Его проект с Rahzel (The Roots) на концерте в Варшаве, где довелось быть, показал, что для гениальных людей иногда хватает просто пары микрофонов и себя самих.

Рекомменд-лист Айсмана
Хочется упомянуть ещё несколько альбомов, чтобы проиллюстрировать мои впечатления* от 2004 года:
Электро-хаус
Robag Wruhme - Wuzzelbud "KK" (Musik Krause)
Modeselektor, Apparat, etc. (Bpitch Control)
IDM, прошитый шумовой электроникой
S:Cage "Remote" (Ant-Zen)
Xabec "Electric Mandala Series" (Hands Productions)
Hive Records Compilation "Fuck" (Hive)
Vromb "Rayons" (Ant-Zen)
Следующий шаг после Fennesz
Van Bergen/G. Prins/Fennesz "Dawn" (Grob Records)
K. Rowe/O. Ambarchi/R.Avenaim "Honey Pie" (Grob Records)
Oren Ambarchi/Johan Berthling
"My Days Are Darker Than Your Nights" (Hapna)

Рекомменд-лист Алексея Мунипова
Переиздания
Maysa "-8" (Elenco/Universal)
Рашид Бейбутов "Пою тебя, родной Азербайджан..." (Фонд Рашида Бейбутова)
Хип-хоп
Automato "Automato" (DFA)
Тапер
Gonzales "Solo Piano" (No Format)
Max Richter "The Blue Notebooks" (Fat Cat)
Песни
Junior Boys "Last Exit" (Kin Records)
The National Bank "The National Bank" (Universal)
Chumbawamba "Un" (Koch Records)
KAADA "MECD" (Warner)
Joanna Newsom "Milk Eyed Mender" (Drag City)
Мультикультур
Gogol Bordello vs Tamir Muskat "J.U.F." (Stinky Records)
Babazula vs Mad Professor "Ruhani Oyun Havalari" (Doublemoon)
Covers
Nouvelle Vague "Nouvelle Vague" (Peacefrog)
Nils Landgren Funk Unit "Funky Abba" (Justin Time Records)
Gulriz Sururi "Muzik-Hallerim" (Muzikotek)
Смотреть
Brigitte Bardot "Divine B.B." (Universal)
Читать
Louis Barfe "Where Have All the Good Times Gone?: The Rise and Fall of the Record Industry" (Atlantic Books)

Ремикс года
The Novelist "Detourntablism" [Kabukikore]

Этот диск с, несомненно, самыми выдающимися ремиксами 2004 года, да и вообще всех времён и народов, одновременно является самым демократическим звуконосителем - диджеем-ремиксером может стать каждый, даже Ваша бабушка. Всего за два фунта стерлингов Вы приобретаете пустой конверт, оклеенный изнутри наждачной бумагой. Прилагаемая инструкция гласит: "Выберите из своей коллекции компакт-диск, который Вы бы хотели ремикшировать, поместите его в Detourntablism конверт (иногда этот процесс необходимо повторить несколько раз), и The Novelist с удовольствием подойдёт к возложенной на него задаче. Когда диск готов к прослушиванию и Вы удовлетворены конечным результатом, можно наклеить на диск прилагаемые наклейки "Novelist remix" и "kabukikore special editions release". Detourntablism - незаменимый подарок для каждого меломана с буйно разросшейся коллекцией, нуждающейся в срочной прополке.

Самые веселые музыкальные итоги года
JUNKMEDIA


Наблюдение года
Нам не видно конкурентов


Автор года
Panarchist



Лучший текст года
Рэп четырехлетней Кристины:

"Утенок хотел в цирк! К! К! (с характерным движением руками)
А ему сказали: Рано! Рано! Рано!
А он сказал: А то! А то! А то!
И пошел! Л! Л! Л!"


evermusica.com © 1999-2005
contact cd@evermusica.com to send your cd for a review



guestbook