от 8 марта
К сожалению, материал номера уничтожен и восстановлен лишь частично.
Лейблы: Ninja Tune. Beta version.
рифма: Мечта. История Ninja Tune похожа на мечту, в которой сбываются все детали, раскрываясь дальше и дальше как фракталы Мандельброта. Видимо, все дело именно в этом: спустя срок каждый оказывается именно в той реальности, которую постоянно рисовало его воображение. Основатели легендарного лейбла - Jonathan Moore и Matt Black (они же Coldcut) - наверняка знали эту технологию:
технология нереальных ощущений: "У каждого существует внутренний мир фантазий, особенно в детстве, где он особо развит; дальнейшая задача состоит в сохранении этой внутриэмоциональной сферы в течение всей жизни. Обладая достаточно развитым воображением, можно моделировать нереальные ощущения и показывать их в музыке. Под нереальными ощущениями понимаются ощущения, которых нет на самом деле, но которые вполне могут быть. Под ощущениями понимается весь спектр эмоций, включая визуальные образы. Такое состояние отличает от реального то, что это, скорее всего, идеализированная картина мира. Размышлениям о таких мирах помогают внешние воздействия, самыми приемлемыми из которых, на мой взгляд являются, музыка и сновидения" (MirMax).
с чего начать: С правильного самоощущения. Жизнь слишком коротка, чтобы заниматься ненужными вещами. Преподаватель живописи и программист-компьтерщик становятся ди-джеями на пиратской радиостанции Kiss, где начинают вести шоу "Solid Steel". Им этого хотелось, они любили звук.
отношение к звуку: “Мы любим всю эту “мелодическую белиберду”, но предпочитаем не злоупотреблять ею. Это слишком просто. Мы любим мелодику, которая рождается из неожиданных, порою даже странных вещей. Например, в треке “Return To Margin” мы использовали луп электронного синтетического булькания. В этом тоже есть своя мелодика, просто нужно уметь ее увидеть и правильно подать. Мы слегка переработали этот звук, и получилась действительно волшебная мелодия. Она была в этом лупе или, может, в наших головах, но именно мы сумели материализовать ее в звуке, потому что никто, кроме нас, её не услышал. Нужно просто научиться смотреть глубже. Нужно учиться воспринимать всю структуру и фактуру любого звука. Тогда интерференция ваших мыслей, вашего настроения и сэмпла сможет родить нечто действительно новое. Нам кажется, что основное отличие той музыки, о которой мы говорим, и, например, рока в том, что мы больше всего заинтересованы в звуках. Как-то раз мы смотрели по телевизору концерт в Гластонбэри. Множество рок-команд играло на сцене свою музыку, но она не тронула нас. Произошло это потому, что звук всех этих команд не был интересным, он практически не меняется вот уже несколько десятилетий. Конечно, если у группы есть супердинамика вокала, необычное шоу и чудесные тексты, все это способно как-то скомпенсировать недостаток новизны саунда. Но когда это просто слова, просто вокал, просто барабаны и просто гитара - становится скучно”.
карьера и формат: Этап продвижения в хит-парады хауса, хип-хоповых ритмов и сотрудничества с мэйнстримом привел в 1990 году к номинации в категории британских "продюсеров года". И что же - контракты, деньги, пенсия? Мэтт рассказывает об отношении к мэйджорам, задающим формат: “Люди, работающие с нами, были настоящими бизнесменами. Они очень хорошо знали, как делать деньги, и этот фактор всегда был для них определяющим. Мы были для них всего лишь топливом, которое помогало в погоне за благополучием. Но когда фонтан наших прежних идей несколько иссяк, они не оказались заинтересованными в новых. Это случается со множеством людей, чьи мысли и идеи становятся предметом потребления... На наш взгляд, большинство мэйджоров похоже на первобытных динозавров. Они практически совершенно не ориентируются в нынешней ситуации, отрицают кардинальное новаторство и цепляются за то, что уже давным-давно отжило свой век. Это настоящая психологическая война, и мы будем настоящими придурками, если позволим остановить нас”. Ian Dury говорил: "Do it yourself, it's cheaper and more fun" и был прав.
правильное продолжение: Читать детские книжки. “Когда мы гастролировали по Японии и обдумывали нашу ситуацию, нам в руки попалась детская книжка про японских тайных бойцов ниндзя, которые умеют мастерски скрываться от врага и исчезать на голом месте. У них дома с потайными ходами, для того, чтобы можно было неожиданно исчезнуть и появиться в другом месте. В миру это совершенно обычные люди, и никто не знает, что скрывается под их обыденной личиной. Именно эта книга и натолкнула нас на мысль о создании собственного лейбла, основными принципами которого будут являться анонимность, профессионализм и новаторство как в музыке, так и в околомузыкальной сфере”. В результате Мор и Блэк берут резко в сторону и вкладывают все свои средства на создание собственного лейбла. На возведение "Ninja Tune" ушло три года.
с кем: Ninja Tune призывает в свои ряды всех, кто готов на тотальный бескомпромиссный эксперимент. Первым появляется виртуальный DJ Food, составивший "Jazz Brakes" из кусочков джаза, латиноамериканских ритмов и даба на хип-хоповой подложке. Так было дано началу тому, что позже выросло в трип-хоп. В компании вымышленных ди-джеев реальные персонажи выглядели порою еще более фантастично. Представители старой школы London Funk Allstars, The Herbaliser, исполняющие хип-хоп-джаз-фьюжн, отвязные перверсивные загибы Funki Porcini, slo-mo ритмы DJ Vadim, латиноамериканское вибрафонное парти Up, Bustle And Out, Amon Tobin и другие стяжали Ninja Tune славу очевидного лидера электронной музыки, предназначенной для интеллектуального восприятия.
использвать вещи по назначению: Было бы неправильно рассматривать такую музыку как тест на IQ. Просто эта музыка не будет услышана пассивным потребителем, ненастроившимся слушателем. Ей требуются соучастники. Ведь это
zentertainment. Fuck dance, let's art!- отшучивается Coldcut, превратившие музыку для танцпола в "холодную нарезку" для пропаганды новых звуковых идей.
Двойной альбом Let Us Play (1997), ставший вехой в истории лейбла, активно используется для пробуждения окружающих тел: "Большинство людей ведет себя большую часть времени как накачанные наркотиками зомби, помогая тем самым управлять и властвовать системе Вавилона. Игнорируйте их улицы с односторонним движением. Просыпайтесь! Просыпайтесь! Будьте независимыми, активными, создавайте музыку, будьте катализаторами новых форм выражения! Объединяйте людей, не будьте аполитичными, разрабатывайте новые музыкальные формы! Работайте для того, чтобы жить, а не для того, чтобы есть. Мы хотим сделать все возможное для того, чтобы хоть горстка людей отвлеклась от бесконечного использования чужих ресурсов и с любовью и удовольствием занялась собственным творчеством”. Технологии, создаваемые Ninja Tune, готовы вовлечь в этот поиск все большее количество людей, небезразличных к музыке.
за пределы звука: Дочерняя мультемедийная компания Hex Media воплощает идею объединения всех доступных выразительных средств (как звуковых, так и визуальных), создавая реальный софт и оборудование. Ви-джеи (VJ) получили возможность создавать и микшировать звуки и изображения, складывающиеся в единый коллаж для полной передачи вложенного в них замысла. Ninja Tune на практике начинают воплощать мечты Скрябина о "литургическом исполнении", в котором танцы, музыка, поэзия, окрашенные лучи света и запахи должны объединить свое воздействие с тем, чтобы в итоге подвести к наивысшему подъему (подробнее о принципах матричного воздействия - в статье Дмитрия Спивака).
Игорь Колядный: "Музыканты лейбла Ninja Tune последнее время меня пугают своим совершенством - что-то здесь не так. Страшная музыка. Но их CD-ROMы, заманив в сам Хекс-процесс, разрушают стерильность и придают дополнительное человеческое измерение".
прощание с винилом: "Мы любим винил, мы любим скрэтчинг, однако эти технологии уже отходят. Как это ни печально, но мы собираемся попрощаться с винилом. Для того чтобы успешно развиваться в современном мире, мы вынуждены выбирать: или работать с новыми технологиями, или умереть, как вымерли когда-то доисторические животные. “Цифра” и “аналог”, “скрэтчинг” и запись на жесткий диск - это как “инь” и “ян” современной музыкальной индустрии. Магазины предпочитают продавать компакт-диски, а не винил... Приближается эра цифровых жокеев (digital jockey), работающих не с винилом, а с данными”.
Петр Мамонов: "Покупаю и очень люблю современную музыку культовых лейблов "Ninja Tune" и "Pork" - Coldcut, такие. Там из головы - сразу отдача через компьютер".
пустая ложка дегтя: После нескольких лет существования Ninja Tune потихоньку стали раздаваться голоса о том, что так много записывать нельзя, что эксперименты способны отпугнуть доверчивого слушателя. Конечно, могут. Нельзя только упускать из виду, что никто вовсе и не собирался строить еще одну фабрику для производства хитов. Хотя... В следующем выпуске мы расскажем об одном из самых последних дисков Ninja Tune, который уже пророчат на звание "электронного альбома года".
Олег Юрченко: "Стили, развивающиеся сейчас в современной музыке, для артистов Ninja Tune служат лишь отправными точками, материалом для фантастической смеси, которую они назвали Funkjazztical Tricknology. Знакомство с творчеством музыкантов, выпускающих свои работы на Ninja Tune, в принципе предполагает наличие хоть какого-нибудь интеллекта. Их музыку можно назвать пищей для ума. Конечно, любителям постсоветского рока с псевдоабстрактными текстами и немудреной музыкой все это покажется скучным и неудобоваримым. Но это музыка, которая откроет XXI век. Лэйбл Ninja Tune являет собой самый свежий пример того, как происходит эволюция музыки: впитав и пропустив через себя все наследие века двадцатого, применяя новейшие технологии, музыканты Ninja Tune открывают новые возможности для творчества и стимулируют новое поколение к поиску. Компьютер как инструмент не хуже рояля, было бы что-то в голове. И если осталось еще поле для экспериментов, то - в сочетании различных стилей, в производстве новых форм".
Относиться к электронной музыке можно по разному. Можно закрыть глаза и сделать вид, что вокруг ничего не меняется. Можно зачем-то показывать пальцем на второсортную дребедень, никакого отношения к музыке не имеющую: так в неподвижном центре кажется, что ничего вокруг не происходит, в то время как на периферии рушатся и возникают целые миры. Этические императивы меняются на новую целесообразность; мир, каким мы его знали, никогда не вернется к нашим представлениям о нем. Музыка нового времени, новая музыка уже существует - здесь и сейчас. Она упруга, осязаема и полна неведомой нам энергетики. Она прохладна и лишена привычного сентиментального тепла гуманности. Это не означает, что она враждебна; просто пришла пора выйти за, выйти навстречу.
Ukrainian Invasion
В середине 60-х в мире произошло едва ли не ключевое событие для современной музыки так называемое "британское вторжение", когда мирных американских слушателей накрыла с головой волна великих английских групп, после чего отношение к рок-музыке уже не могло оставаться таким как прежде. Между тем на наших глазах наблюдается что-то аналогичное, пускай и вовсе не с таким судьбоносным размахом и последствиями: просходит самое настоящее "украiньске вторгнення" в русский формат. Климат у нас суровый, дороги плохие, песни угрюмые, и на фоне этой затянувшейся смури пару лет назад киевские "Вопли Видоплясова" с триумфом прошлись безумным весельем по нашей среднерусской возвышенности. После чего в России начался украинский бум.
В принципе, подобные "вторжения" у нас явление достаточно регулярное. Гораздо более эффектным оно было в конце 80-х, когда в Москву пожаловала "Рок-артель" из трех, очень не похожих друг на друга групп: все тех же "Воплей Видоплясова", "Коллежского Асессора" и "Рабботы Хо". Сумасшедший напор "ВВ", на фоне которого в совместном концерте "Sonic Youth" выглядели скучной трэшевой командой, крыл и социальный пафос ДДТ, и тогдашний православный рок-н-ролл Гребенщикова. "Коллежский Асессор" вообще привез в Москву музыку, которой никто никогда наяву не слышал; АК Троицкий называет их лучшими группами года. Мэтры, убивающие время в спорах на тему, кому Питеру или Москве принадлежит звание столицы местного рок-н-ролла, с изумлением обнаружили, что в дотоле неизвестном Киеве существуют аж три группы, играющих более актуальную, интересную и даже несколько опережающую среднеевропейское время музыку. Последствия того блицкрига оказались не очень велики: несмотря на глубокое уважение продвинутых неформальных авторитетов, основная масса слушателей оказалась попросту не готова к такой музыке, да и вся страна последующие годы искала себе удовольствий в других местах. Когда же разборчивый русский слушатель через несколько лет пришел в себя и нашел время включить радио и изучить музыкальную витрину, то обнаружил, что обетованные рок-ветераны изрядно поиспелись, а "молодая шпана" предпочитает все больше новые стилистики. Так что триумфальное возвращение в русский мэйнстрим Олега Скрипки со товарищи, которые пусть и не нашли новых форм, но и не растеряли былого драйва, было неизбежно как приход "Весны", с которой все и началось. И хотя, откровенно говоря, музыкальные достоинства украинских групп, приглашенных в формат после "ВВ", не кажутся уж очень очевидными, нынешнее "украинское вторжение" таки сдвинуло общий климат в сторону большего драйва и уменьшения передаваемой нам по наследству патологической серьезности. Хотя и тут русский формат остается последовательно иррационален: ставка опять делается, образно говоря, на старых коней, которые как говорят русские женщины, хоть борозды и не испортят, но и глубоко не вспашут. Самая молодая, популярнейшая на Украине группа, которая сильна именно тем безумным драйвом, который вывел на орбиту "ВВ" и который, собственно, и выделяет "нову генерацiю" от наших свинцовых сплинов, упорно остается, по большому счету, незамеченной и освещается как-то криво и нехотя. Драйв? да вот он:
ТАНОК НА МАЙДАНI КОНГО
ЗРОБИ МЕНI XIП-ХОП
Максим Вихоть (Украина): Не буду казаться объективным и незаангажированным. Сразу предупреждаю, далее последуют отборнейшие дифирамбы в адрес лучшей на сегодняшний день отечественной поп-группы и хэдлайнера аутентичного хип-хопа. Итак, начинаю. "Зроби менi хiп-хоп", выпущенный "Нова Рекордз" лучший украинский релиз минувшего года. Уникальное сочетание профессионализма и обаяния, альтернативы и мелодизма, стеба и самостеба. Альбом содержит 9 хитов и 11 единиц классического хип-хопового межпесенного чеса от известных отечественных пургометов, среди которых особой душевностью и философичностью выделяется старинный френд конголезцев, их земляк Гоша Арнаутов. Все композиции являют собой ярчайший пример мастерства аранжировщика, поэта, музыкантов и вокалистов, а также верх иронии, остроумия и острословия. Радует и исключительная грамотность построения порядка следования песен. Заводные боевики "Зроби менi хiп-хоп" и "Партi" сменяет нежнейшая лирика "Зачекай", под которую "хочеться просто грустiть". Но лишь стоило вам впасть в светлую печаль, как вы уже, гогоча, открещиваетесь от причастности к рядам "продвиганоi молодi, яка називаe цей хвуфел шоу-бiзнесом" под "ШоПопалоШоу". Кроме того, вы успеете оторваться ("Дибани Мене"), вспомнить детство ("Бомбiнi"), насладиться поп-джазом ("Джаззi"), почувствовать себя настоящим чуваком ("Чуваки") и подумать о смысле жизни ("Ото таке"). Материал предоставлен сайтом "Про музыку".
Исторические корни украинского драйва: Это только на поверхностный взгляд непонятно откуда у этих парней столько отвязной энергетики. У русского народа ни от тюрьмы, ни от сумы зарекаться не принято такая уж генетическая память со времен Ивана Грозного. В истории же Украины свои герои, которые такое письмо турецкому султану накатали, что Монти-Пайтон с MTV отдыхают. Элитные средневековые рейнджеры Запорожской Сечи, которых вся Европа мечтала заполучить в наемники, оставили глубокий след в украинской ментальности, позаимствовав в свою очередь ощущение беспричинной метафизической свободы не иначе как у загадочного степного скифского народа.
Музыка и тексты: Досадно, что за последние годы между нами возник языковой барьер, который кому-то не даст сполна получить кайф от колоритнейшего стеба, положенного на едва ли не самый музыкальный язык. "Веселье чуть меньше видения, но чуть больше бытия", говаривал старина Фрипп. Применительно к хип-хопу добавлю: и намного интересней набивших оскомину заокеанского gangsta-shit и родного бормотания про нарков, "перепихоны" и "примеряет-свой-нож".
Украинский хип-хоп: Снобов, которые морщатся при произнесении этих слов, можно элементарно уличить в незнании общемирового культурного контекста. Разительное сходство хип-хопа и уходящего в средневековье украинского танца hopak не оставляет никаких сомнений ни в этимологии хип-хопа(ка), ни в подлинной истории его происхождения.
EverMusic обязательно продолжит украинскую тему в ближайшем будущем, тем более, что поводов для этого будет достаточно. После полуторагодовалых мытарств 1 марта вышел новый диск хэдлайнеров украинского драйва "ВВ". Судя по информации, взятой на официальном сайте, the song remains the same: содержимое альбома состоит, в основном, из старых проверенных экшн-хитов + нескольких новых композиций; в результате "Хвилi Амура" выглядят авторизованным сборником "Зе Бэст минус Танцi". В это же время тикает часовой механизм другой сенсации, предназначенной для гурманов и эстетов, после нескольких лет отшельничества приступает к записи нового альбома непредсказуемый "Коллежский Асессор" (весь материал абсолютно свежий); пожелаем же им управиться с его выходом побыстрее.
Now playing
CHRISTINA AGUILERA
CHRISTINA AGUILERA (2000)
Можно ли обойти вниманием лауреатов музыкальной премии Grammy? Вполне. Но очаровательную девушку, тем более 8 марта - невозможно.
Виртуальная в своей невероятной незамысловатости, блондинка с обложки диска останавливает едва ли не каждый взгляд. Взяв резкий старт, дебютантка лихо потеснила элиту девичьей попсы, слегка отодвинув Бритни Спиэрс и Наталью с почти русской фамилией Имбрулла. Как так? Эксперты everMusic, посвятив лучший в этом марте вечер обсуждению этого вопроса за легкой бутылочкой кампари, плавно переходящей в традиционное мартини, пришли к общему мнению: и в феминистской хватке Имбруллы, и в недетской агрессивности нимфеточной Спиэрс проглядывает некоторая жесткость, которая справедливо не даст этим напрягшимся девушкам взлететь слишком высоко (и далеко). Отвесим же низкий поклон (но только мысленно! мысленно) акулам и хозяевам тамошнего шоу-бизнеса, которые лучше всех знают, что хочет человек видеть, слышать и трогать. Музыка Агильеры - абсолютно безликая: по большому счету она лишена всяких признаков, кроме разве что архетипических, восходящих к понятиям: девушка, тепло, модно, поставил-выключил. Эту ничем незамутненную безликость уподобим сверхъестественным свойствам воды - сохранять прозрачность и идеально принимать любую форму. Если Вы привыкли использовать вещи по назначению, то это именно то, что называется легкой музыкой.
Ненужные пояснения читать не рекомендуется - ведь это уже совсем другая история. Все что нужно знать о виртуальных образах, вы и так уже знаете, а тех, кто не привык останавливаться на достигнутом и желает знать все до конца, как правило, подстерегает разочарование. И внешность у Кристины ангельская только в одном, удачно найденном, визажистами и фотографами, ракурсе, и за внешней легкостью 18-летней звезды стоит десятилетняя (!) профессиональная карьера. Воспитание в дисциплинированной семье военного и виолончелистки оставляет только догадываться о том, сколько сил было отдано целеустремленной маленькой девочкой, чтобы настолько успешно сыграть в "американскую мечту" и при этом не переставать казаться беззаботной простушкой.
Washington Post: Aguilera представляет новую формацию "детей-профессионалов", чьи родители начинают делать инвестиции в пение, хореографию и уроки актерского мастерства очень-очень рано (задолго до того, как вы подумали). Все они уже готовы к звездной карьере, которая не сваливается к ним на голову, а является заранее спланированным пунктом назначения.
Голос и манера пения вызывают ассоциации с Уитни Хьюстон, но лишены надрывного соул-пафоса. Кристину невозможно упрекнуть в малейшем напряжении. Этакая идеальная Алсу с идеальным репертуаром.
Коммерческий успех: абсолютный. Недавно вышедший первый диск стал пятикратно платиновым. "То, что хочет девушка" прочно занимает первое место в Billboard, в котором она бьет все абсолютные и относительные рекорды не хуже Уэйна Гретцки в НХЛ. Ее голос уже называют "голосом поколения". Правда, на пост-советском пространстве успехи гораздо скромнее, и если бы не убойно милая внешность, то, возможно, я бы ее так и не заметил. Видимо, все дело в том, что к обратной стороне Луны/Земли профессиональные звезды интереса не испытывают.
[igun shakor:08:03:2000]
PULP
THIS IS HARDCORE (1998)
Вечерний городской вид из окна сквозь дешевый тюль дорогой гостиницы. I will light your cigarette with a star, разумеется (как же иначе), а она: да-да, подожди меня, я сейчас, в ванную. Пришло время реализовывать мечты подросткового возраста - прямо здесь, на полу, и здесь, и там. Пришла пора: и возраст (и инициалы) - как у Христа, и за спиной - вереницей серыми крысиными спинами вслед за мелодией тянется жизненный опыт; перемыто бесчисленное количество тарелок. Ты где-то читал, что у человека есть два переходных возраста: первый, когда лезут прыщи и по ночам поллюции, второй - когда прыщи (к счастью) уже не лезут и поллюций (к сожалению) уже нет. Пришла пора успокоить себя наступлением второго переходного возраста. Назовем это хардкор. Давай-ка на пол и посмотрим из чего мы сделаны. Отчего только нам приходится постоянно убивать самих себя и в самих себе для того, чтобы доказать самим себе, что мы живы? Естественно, что на этом эпохальном альбоме 98-года Джарвис Кокер не похож на обычного пересмешника (до) и на матерого шеффилдского тусовщика из The All Seeing I (после). Больше всего он похож на того, кто открыл то самое окно (пока она в ванной), и ощутил очень сильное желание шагнуть в проем. Не ищите в этом никакого особого душевного настроя, не приставайте со своими дурацкими комментариями по поводу обескураживающе простых мелодий и не спрашивайте - отчего клавишные заклинило на одном аккорде на несколько минут; это хардкор, наступили дни нашей славы, вечер нашей персональной революции. Мы с тобой сделали это и по большому счету неважно - кто остался стоять перед окном, а кто - попал на асфальт. The hangover is over. Men are over. Women are over. Irony is over. Bye bye.
[igun shakor:08:03:2000]
новые релизы Горбушки
Архив everMusic